Шкала «Я-концепции» (адаптация А.М.Прихожан)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Шкала «Я-концепции» (адаптация )

Введение

Личностный опросник предназначен для диагностики Я-концепции испытуемых 12-16 лет. Авторы — Е. Пирс, Д. Харрис. Адаптация и нормирование осуществлены в 2002 году. Вариант дополнен контрольной шкалой — шкалой социальной желательности. Внесены изменения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате которой были выделены три новых фактора и уточнено содержание старых, существенно дополнена интерпретация [5].

В области теоретической психологии первые работы, содержащие представление о Я-концепции принадлежали У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду. Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс [1] определяет ее как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Р. Бернс выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Развитие Я-концепции – центральный психический процесс переходного возраста. Э. Шпрангер еще в 20-х гг. прошлого века построил теорию «открытия Я» как главного новообразования подростково-юношеского возраста. Л.С. Выготский уточнил, что речь идет не об «открытии» чего-то ранее существовавшего, но неизвестного ребенку, а о формировании интегративного самосознания, но согласился, что процесс этот составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста. И.С. Кон считает подростковый и юношеский возраст периодом возникновения сознательного Я [3]. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний актуализирует вопросы «Кто Я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?». Главное психологическое приобретение данного возраста, по И.С. Кону – открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и множество тревожных, драматических переживаний. Как отмечает В.Р. Кисловская, у 14 – 15-летних подростков значительно более высокий уровень тревожности, они более интровертивны, склонны к уходу в себя и самонаблюдению.

Шкала Я-концепции, переработанная , позволяет оценить как общий уровень самоотношения подростка, так и оценить его отношение к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе [5]. Кроме вышеназванных шкал, методика содержит и шкалу социальной желательности, позволяющую судить об искренности учащегося, его стремлении показать себя в наиболее благоприятном свете.

Психометрическая проверка методики

Личностный опросник предназначен для испытуемых 12-16 лет. Авторы — Е. Пирс, Д. Харрис. Адаптация, психометрическая проверка и нормирование осуществлены в 2002 году. Вариант дополнен контрольной шкалой — шкалой социальной желательности. Внесены изменения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате которой были выделены три новых фактора и уточнено содержание старых, существенно дополнена интерпретация [5, 7].

Описание методики

Методика содержит 90 утверждений. Испытуемым предлагается четыре возможных варианта ответа – «верно», «скорее верно, чем неверно», «скорее неверно, чем верно», «неверно». Существует два варианта опросника – для мальчиков и девочек

Похожие материалы

Информация о работе