Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания (попарное воспроизведение слов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания (попарное воспроизведение слов)

Введение

Память – важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами, способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Развитие памяти идет неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного.

Деление памяти на виды обусловлено, прежде всего, особенностями деятельности, в которую человек включен, и зависит от характеристик самой деятельности. По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербально-логическую. Вербальная память формируется в онтогенезе вслед за образной и достигает наивысшего развития к 11-13 годам. Одной из ее отличительных черт является точность воспроизведения, другой – значительно большая подверженность волевой регуляции. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время как повторить слово, фразу значительно легче. Однако при сохранении слов в памяти наблюдаются искажения. Так, при запоминании ряда слов точнее всего воспроизводятся начальные и конечные.

Успешность запоминания определяется целым рядом факторов. Ведущими из них являются: установка субъекта на необходимость запомнить материал, применяемые им способы организации материала для запоминания, степень осмысленности связи, заложенной в самом материале, и объем материала.

Для исследования процесса запоминания в психологии разработан ряд методов, большинство из которых стало классическими. К числу таких классических экспериментальных проб относится метод заучивания, который предусматривает повторное, иногда многократное, предъявление стимула в течение некоторого периода времени, необходимого испытуемому для запоминания. Эксперимент продолжают до безошибочного воспроизведения испытуемым всего материала.

В данной методике учитывают ряд показателей. Во-первых, это количество повторений, потребовавшееся испытуемому для запоминания до первого безошибочного воспроизведения. Во-вторых, это количество правильно и ошибочно воспроизведенных стимулов на стадии отдельных повторений. На основании этих показателей делаются выводы об успешности запоминания. В предлагаемой методике также определяется влияние характера самого материала и способа его запоминания на эффективность процесса запоминания в целом.

Психометрическая проверка методики

Методика не является тестом, а относится к разряду экспериментальных

Похожие материалы

Информация о работе