Ответы на экзаменационные вопросы № 1-45 по дисциплине «Специальные главы химической технологии переработки нефти и газа» (Способы очистки топливных фракций. Производство товарных масел), страница 31

Газотурбинный двигатель может работать на топливе любого вида — газообразном, жидком, твердом и пылевидном. Однако транспортные газотурбинные двигатели рассчитывают на использование жидких топлив. Наиболее совершенные газотурбинные двигатели с высокими параметрами (мощностью, температурой газов перед лопатками турбины и т. д.) устанавливают на самолетах, и в качестве топлив для них используют керосиновые фракции прямой перегонки нефтей. Па многих кораблях, некоторых перекачивающих станциях, небольших электростанциях используют газотурбинные установки, рассчитанные на топлива для быстроходных дизелей. В качестве топлив для ГТУ предложено использовать также дистилляты вторичного происхождения (замедленного коксования и термического крекинга). Недостатком таких топлив является повышенное содержание (по сравнению с дизельным топливом) ароматических и непредельных углеводородов. В условиях хранении и особенно при нагреве они окисляются с образованием высокосмолистых отложений. Производство дешевых топлив для газотурбинных установок является актуальной проблемой нефтепереработки.

44. Котельное топливо.

Во многих областях техники в качестве силовых агрегатов используют паротурбинные установки (на кораблях, электростанциях, крупных насосных станциях и т. д.). Жидкое котельное топливо имеет ряд преимуществ перед твердыми топливами: большая теплота сгорания, высокая скорость и большая полнота сгорания, небольшое содержание балласта (воды, золы), удобства транспортирования и хранения.

Жидкие тяжелые нефтяные топлива (мазуты) выпускают шести марок: мазуты флотские Ф5 и Ф12, мазуты топочные 40, 100 и 200 и топливо МП для мартеновских печей. Флотские мазуты Ф5 и Ф12 предназначены для котельных установок кораблей морского флота. Мазут Ф5получают из продуктов прямой перегонки сернистых нефтей (60—70% мазута и 30—40% газойлевых фракций). Допускается содержание в нем до 22% керосино-газойлевых фракций термического и каталитического крекинга.

Мазут Ф12 представляет собой смесь продуктов переработки малосернистых нефтей (60—70% мазута прямой перегонки, около 10% газойлевых фракций и 20—30% крекинг-остатка).

Топочный мазут 40 применяют для паротурбинных установок кораблей; мазуты100 и 200— в стационарных котельных установках и промышленных печах. Топочные мазуты представляют собой тяжелые крекинг-остатки, а также смеси их с мазутами прямой перегонки. При получении мазута марки 200 иногда используют гудрон. Топочные мазуты по сравнению с флотскими имеют большие вязкость и зольность, содержат больше серы, смолистых веществ и воды, что видно из следующих данных:

При сгорании мазутов на стенках котлов образуются зольные отложения, которые трудно удаляются при чистке. Зольные отложения ведут к нарушению теплопередачи, снижению к. п. д. котельной установки, а также вызывают высокие термические напряжения в металле стенок котла.

Коррозионная агрессивность котельных топлив зависит от общего содержания серы и ванадия. Продукты сгорания сернистых соединений мазутов вызывают коррозию в наиболее холодных местах, где происходит конденсация продуктов сгорания топлив.

В котельных топливах велико содержание смолистых соединений, которые при смешении с водой и механическими примесями образуют плотные сгустки, стойкие эмульсии. Такие отложения засоряют топливопроводы и забивают фильтры. При разогреве мазута острым паром образуются стойкие эмульсин.