Исповедальное слово и экзистенциальный “стиль” (Экзистенциальное сознание как неосуществленная исповедальность)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

.

Исповедальное слово и экзистенциальный “стиль”

(Экзистенциальное сознание как неосуществленная исповедальность)

Любой духовно или душевно значимый контакт между людьми, основанный на стремлении ко взаимопониманию, кроме собственного ситуативного смысла, предполагает внутри себя смысловую ситуацию исповеди - исповедальное состояние как предельно возможное самораскрытие человека человеку. Прежде чем говорить о специфических качествах исповедального состояния как особого состояния человеческого сознания, необходимо уточнить, какой именно смысл мы вкладываем в понятие исповеди и исповедальности.

Семантика слова “исповедь”значений, три из которых мы можем определить по “Толковому словарю живого Великорусского языка” В.И. Даля. Во-первых, этим словом обозначается церковно-религиозный ритуал (Таинство) Покаяния. Во-вторых, часть этого ритуального действа - “устное признание грехов своих перед духовником”; в-третьих, исповедь - это “искреннее и полное сознание, объяснение убеждений своих, помыслов и дел” (В.И. Даль).

Мы выделяем в слове “исповедь” еще по крайней мере два смысловых оттенка. Один из них подразумевает понятие об исповеди как особом литературном жанре, классические образцы которого представлены в европейской культуре “Исповедями” Бл. Августина, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого.

Однако, кроме литературных текстов, осознающих и репрезентирующих свою исповедальность, существует множество ситуаций первично-речевого и литературного общения, где исповедальное начало живет в качестве интенциональных обертонов или интенциональной внутренней формы конкретного текста или речевого высказывания[i]. Так, например, когда мы говорим: “это стихотворение - исповедь его души”, или: “твое письмо я воспринял как исповедь”, мы не имеем в виду ни одно из четырех предыдущих значений. Мы имеем в виду то общее, что есть в этих значениях, единое для них смысловое ядро, обозначающее особое состояние говорящего - исповедальное состояние. Тот же характер выражения исповедального состояния, что и в случае со стихотворением и письмом, можно обнаружить во множестве других конкретных примеров первичных речевых высказываний, литературных и художественных текстов. Так, если в “Исповедях” Августина, Руссо, Толстого мы находим большую

Похожие материалы

Информация о работе