Психология социальных групп. Взаимодействие индивида и малой группы. Феномены лидерства и руководства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

таким контекстом, или средой, прежде всего являются именно малые группы. На путях исследования именно малой группы лежат ответы на многие актуальные сегодня вопросы: Каковы механизмы функционирования подобного рода групп? Как эффективно подбирать и координировать действия их членов? В чем ключи к искусному управлению ими? Обнаруживаемые при этом закономерности находят приложение и в таких традиционных для разработки групповой тематики областях, как спорт, армия, образование и воспитание, психотерапия, молодежная субкультура, семья и т.д.

       Малая группа и коллектив. Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого уровня социально-психологической зрелости, т.е. степень развития её социальных и психологических характеристик.

Классификация малых групп. Наиболее распространенными является классификации: Деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; Деление на «формальные» (официальные,организованные) и «неформальные» (спонтанные,  неофициальные); Деление на «группы членства» и «референтные группы».

Референтная группой называется та группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени.

К МСГруппам относятся тренинговые и терапевтические группы - по М.Аргайлу не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп, они символизируют созданную психологами некую искусственную реальность, полезную членам группы в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений, решения психологических проблем.

          Взаимодействие индивида и малой группы. О межличностных взаимодействиях.

Конформизм – тактика человека, приспосабливающего свой уклад жизни, мысли и чувства к укладу жизни, мыслям и чувствам той социальной группы, в которой он оказывается. За внешне сходным конформным поведением могут скрываться принципиально различные психологические механизмы: групповое внушение (воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне: испытуемые, давшие неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно); внешний конформизм или приспособленчество (испытуемые отмечали, что они не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать своё мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию); внутренняя конформность  или собственно конформизм (испытуемые говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своего мнения и мнения группы, но они сделали собственный выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения).

На степень выраженности конформизма оказывают влияние факторы: пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины); возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте).

В основе явления конформизма лежат две причины: подверженность информационному влиянию- люди стремятся принять правильное решение или вести себя правильно. В реальности велика вероятность того, что несколько людей обладают более полной и адекватной информацией о предмете, чем один. Поэтому в большинстве случаев человеку разумно принять точку зрения большинства. Тип конформизма, который обусловлен признанием более высокого «качества» общего мнения, называют подверженностью информационному влиянию.

Подверженность нормативному влиянию. Люди хотят сохранить сплоченность группы и добиться признания. Поэтому они стараются максимально соответствовать группе. Тип конформизма, обусловленный мотивацией «шагать в ногу» с группой, называют подверженностью нормативному влиянию. Нормативный конформизм иногда называют уступчивостью, так, соглашаясь с чужим мнением, чтобы угодить большинству, человек в душе может остаться верен себе.

В БСГ подлежат изучению образ жизни, нравы, обычаи, национальные особенности, язык, фольклор, традиции и т.д. – то, что называют психологией народов, массовидные явления. Нравы, обычаи, традиции – специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах.

Характеристики БСГ - групповые потребности, интересы, ценности, стереотипы, социальные установки,  менталитет (интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных ответов на картину мира).

        Психология большой организованной группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. В них выделяют две составные части: психический склад как более устойчивое образование (социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);  эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения).

Для характера воздействия в стихийных группах (толпа, масса, публика, аудитория) специфично: заражение (бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям), внушение (целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу), подражание (воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения).

Толпакак разновидность стихийных групп – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью» (Г.Лебон). Человек массы или человек толпы обладает следующими качествами: утрата способности к наблюдению; обезличивание, что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций; преобладание чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям; утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики; утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

Масса – более стабильное образование, чем толпа, с нечеткими границами

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
62 Kb
Скачали:
0