Профилактика зависимого поведения: Методические указания для студентов специальностей «Менеджмент» и «Управление персоналом»

Страницы работы

Содержание работы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

Профилактика зависимого поведения

Методические указания для студентов заочного отделения специальностей 080200.62 «Менеджмент», 080400.62 «Управление персоналом»

Красноярск 2013

Рецензент

,

Профилактика зависимого поведения: метод. указания для студентов заочного отделения специальностей 080200.62 «Менеджмент», 080400.62 «Управление персоналом»/ ; Краснояр. гос. аграгр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 11 с.

Приведены цель и задачи дисциплины,  основное содержание теоретического курса,  рекомендуемая литература, темы докладов,  требования и рекомендации по их подготовке,  требования по подготовке к коллоквиуму, вопросы к зачету.

Предназначены для студентов заочного отделения специальностей 080200.62 «Менеджмент», 080400.62 «Управление персоналом».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Красноярского государственного аграрного университета

© , 2013

© ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный

аграрный университет», 2013

Введение

Значимость «Профилактики зависимого поведения» как учебной дисциплины заключается в том, что знания, умения и навыки в области профилактики основных типов зависимостей, основ здорового образа жизни помогают сформировать у студента твердую жизненную позицию, направленную на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.

Для России как государства, имеющего очень высокие показатели распространенности алкоголизма, наркомании и табакокурения среди молодежи и студентов в частности, введение данного учебного предмета в учебные планы вузов является особенно значимым. Кроме того, в современном мире существует бесчисленное количество иных форм зависимостей,  многие из которых также получают широкое распространение в России (Интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр, ониомания и т.д.). Различные формы зависимого поведения отрицательно сказываются как на физическом, так и на психическом здоровье студентов, одним из последствий чего является снижение качества их обучения, что в дальнейшем приводит к снижению трудоспособности и конкурентоспособности будущего специалиста любого профиля.

Изучение дисциплины «Профилактика зависимого поведения» помогает, с одной стороны, избежать формирование основных типов зависимостей, с другой, - помочь преодолеть некоторые зависимости на начальной стадии. Введение данной дисциплины в содержание образования позволит студентам познакомиться с основными типами зависимостей, их сущностью, спецификой и опасностями, с теоретическими основами профилактики зависимого поведения, с составляющими здорового образа жизни. Кроме того, в процессе изучения дисциплины студент учится выражать свою позицию по вопросам, связанным с зависимым поведением.

Изучение курса «Профилактика зависимого поведения» студентами заочного отделения университета осуществляется главным образом самостоятельно. Основное содержание курса, список рекомендуемой литературы представлены ниже.  Итоговая форма контроля – зачет. Курс преподается в течение одного семестра и предусматривает выступление с докладом по одной из тем с последующим его обсуждением, а также подготовку к коллоквиуму и участие в нем.

1.  Цели и задачи  дисциплины

Цель курса:

- формирование у студентов мотивации здорового образа жизни как основы здоровья самого человека и его потомства.

Задачи курса:

- знакомство с теоретическими основами профилактики зависимого поведения;

- рассмотрение основных типов зависимого поведения;

- формирование представления о здоровом образе жизни и его составляющих.

2.  Основное содержание теоретического курса дисциплины «Профилактика зависимого поведения»

Модуль 1. Профилактика зависимого поведения и здоровый образ жизни

Понятие о профилактике и ее типах. Понятие о зависимом поведении. Типы зависимого поведения. Связь зависимого поведения с наличием черт зависимой личности. Зависимость от психоактивных веществ. Признаки синдрома зависимости. Факторы, способствующие формированию зависимого поведения от ПАВ. Основные модели профилактики злоупотребления ПАВ. Традиционные и психосоциальные подходы в профилактических технологиях.

Понятие «образ жизни» и связанные с ним понятия (условия, качество, уровень, уклад, стиль жизни). Индивидуальное и коллективное здоровье. Показатели коллективного здоровья. Понятие «здоровый образ жизни». Факторы, определяющие здоровье населения. Составляющие здорового и нездорового образа жизни.

Медицинская активность. Условия правильного питания. Режимы труда и отдыха. Утомление, переутомление и усталость. Двигательная активность и закаливание. Функции семьи. Факторы супружеского счастья.

Модуль 2. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ

Понятия «наркомания» и «наркотизм». Основные признаки наркомании. Наркомания как особо опасный вид зависимого поведения. Статистика распространенности в России. Симптомы, свидетельствующие об употреблении человеком наркотиков. Факторы риска, приводящие к употреблению наркотиков. Модели поведения наркоманов. Классификация наркотических средств по оказываемому эффекту. Классификация наркотиков в зависимости от происхождения. Токсикомания, ее последствия и профилактика.

Похожие материалы

Информация о работе