Санитарно-гигиенические требования к школьной мебели, оборудованию, компьютерам: Методические указания к практическому занятию № 14 по дисциплине «Общая гигиена»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого

Минздравсоцразвития России

Кафедра гигиены

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Общая гигиена»

для специальности 060101 –  Лечебное дело (очная форма обучения)

 К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 14

ТЕМА: «Санитарно-гигиенические требования к школьной мебели, оборудованию, компьютерам»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 6 от «18» декабря 2012 г.

Заведующий кафедрой д.м.н., профессор                      ___________________                     

Составитель:

д.м.н., доцент                             ____________ __________             

Красноярск

2012


1. ТЕМА: «Санитарно-гигиенические требования к школьной мебели, оборудованию, компьютерам».

2. Значение изучения темы:

Учебное:

Cостояние здоровья детей и возникновение некоторых симптомов заболевания связаны с правильностью подбора школьной мебели. Изучаемая тема раскрывает вопросы соответствия школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям (в зависимости от задач учебного процесса и морфо-функциональных особенностей организма).

Профессиональное:

Врачи педиатры должны уметь оценить соответствие школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, связать состояние здоровья детей и возникновение некоторых симптомов заболевания с условий обучения, применять эти знания во врачебной деятельности для сохранения здоровья детей, взрослого населения в будущем и пропаганды здорового образа жизни.

 Личностное:

Полученные знания ориентируют студента педиатрического факультета на правильную организацию своего рабочего места, как значимого фактора, определяющего состояние здоровья.

3. Цели занятия: знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, на основе теоретических знаний уметь оценить правильность подбора школьной мебели для конкретного учащегося и научиться разрабатывать профилактические мероприятия в средних общеобразовательных учреждениях.

4. План изучения темы:

Этапы занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

Раскрытие учебно-целевых вопросов

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль):

а) решение ситуационных задач под контролем преподавателя;

б) оформление решения задач протоколами;

в) разбор ситуационных задач;

г) выявление типичных ошибок.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

Задание на дом

5. Основные понятия и положения темы

Группы школьной мебели.

Школьная мебель подразделяется на следующие группы: для ученических классов (столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы, столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов, столы компьютерные, шкафы для учебных пособий, классные доски различных модификаций); для библиотек; для столовой; для учебных мастерских; для раздевалок; для актовых залов.

Гигиенические требования к школьной мебели (партам, столам и стульям ученическим).

Соответствие длине тела и пропорциям учащихся, окраска в светлые тона, гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке, материал с низкой теплопроводностью.

Гигиенические требования к расстановке мебели в классе (кабинете).

При одностороннем освещении не более 3 рядов парт или столов и стульев, не более 8 парт или столов в ряду; расстояние между рядами 0,6-0,8 м, от наружной стены до первого ряда – 0,6-0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда - 0,5-0,6 м, от задней стены до последней парты - 0,4-0,5 м.

Номера парт и их маркировка.

Для учащихся длиной до 130 см необходима парта А; 130-145 см -Б; 145-160 см - В; 160-175 см - Г, выше 175 см -Д.

Цифровая маркировка в виде дроби Б/130-145 где в числителе указана группа парты (стола и стула), в знаменателе диапазон длины тела, для которого предназначается мебель, ставится на нижней поверхности крышки стола и сидения. Цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм должна быть видна со стороны прохода между рядами (ее наносят на обеих сторонах парты, стола, стула): А - фиолетового цвета, Б - желтого, В -красного, Г - зеленого и Д - голубого, на верхнюю плоскость сидения наносят линию, указывающую, на какое расстояние следует задвигать стул до края стола (отрицательная дистанция сидения).

Гигиенические требования к устройству сидения парты или стула.

Высота сидения должна соответствовать длине голени с прибавкой 2 см на высоту каблука для опоры о пол; глубина сиденья в пределах 2/3-3/4 длины бедренной кости, ширина сиденья определяется размерами межбугровой дистанции, к которой добавляется допуск для обеспечения возможности боковых движений, сиденье должно быть плоским, твердым с наклоном кзади 3-5 град.: расстояние от заднего края крышки стола до спинки сиденья (дистанция спинки) должно превышать не более чем на 5 см передне-задний размер грудной клетки, опору для спины следует располагать ниже лопаток, но выше крестца под наклоном 105 град. Расстояние между задним краем крышки и передним краем сидения по горизонтали (дистанция сидения) должна быть только отрицательной, у сиденья групп А - на 4 см, Б и В на 5 см, Г и Д на 7-8 см.

Элементы конструкции, обеспечивающие правильное соотношение крышки стола и стула.

- дистанция спинки,

- дистанция сидения,

- дифференция.

Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола до сидения, должна быть равна разности высоты локтя, свободно опущенной руки сидящего школьника и сидения с добавлением 5-6 см.

Измерения, выполняемые при подборе парты (стола и стула).

Для выбора парты (стола и стула) измеряют дифференцию, высоту стола и сидения ростопартометром.

Заболевания у детей, возникающие при неправильном подборе мебели.

Высокий стол парты, завышенная дифференция, низкое сидение могут вызвать формирование сколиоза у учащихся.

Положительная дистанция сидения может привести к нарушению осанки

Похожие материалы

Информация о работе