Разработка плана деятельности АТП с учетом особенностей перевозимых грузов, страница 4

3. Расчет годового расхода автомобильного топлива и смазочных материалов

Норма расхода топлива или смазочного материала - установленное значение меры потребления топлива или смазочного материала при работе конкретного автомобиля в конкретных условиях.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:          

1. Базовая норма на 100 км (временная) пробега автомобиля.

2. Норма на 100 тонно-километров (ткм) транспортной работы.

3. Норма на ездку с грузом.

Базовая норма расхода топлива автомобиля ЗИЛ-4362 составляет 13,8 литров дизельного топлива на 100 км. Данное значение корректируется в зависимости от дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов с помощью ряда поправочных коэффициентов в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы. Норма расхода топлива будет выше из-за следующих условий:           

- работа в зимнее время - 4 % в год для Ульяновской области [1, с.16];

- работа на сложных дорогах - 10%;

- работа в городе с населением от 0,5 до 2,5 млн.  человек - 15 %;

- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой-выгрузкой - 10 %.

Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

                                    (10)

л

где  - нормативный расход топлива, л;

 - норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

 л/100км                                                  (11)

 - базовая норма расхода топлива, л/100 км;

 - общий годовой пробег автомобиля

                                                                                                    (12)

км,

 - среднесуточный пробег автомобиля, км,

                                                     (13)

км

 - число пунктов разгрузки;

 - среднее расстояние между пунктами разгрузки;

 - количество рейсов за сутки;

 - расстояние от АТП до заказчика.

 - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм для дизельных двигателей;

 - объем транспортной  работы, т.км;

                                     (14)

ткм,

 - масса груза;

 - пробег с грузом, км;

 - поправочный коэффициент к норме в процентах, %.

Годовые затраты на топливо на 1 автомобиль:

                                                       (15)

руб

где  - цена одного литра топлива, руб/л.

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них на АТП. Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет. Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Расход масел и смазок на 1 а/м рассчитывается по формуле:

                                                       (16)

где  - норма расхода масел, л.

Тогда  годовой расход и годовые затраты на.

.моторные масла:

л/100л,

руб,

.трансмиссионные масла:

л/100л,

руб,

.специальные масла:

л/100л,

руб,

.пластичные смазки:

кг/100л,

руб,

[Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03]

4.  Расчет затрат на износ и ремонт автомобильных шин

Годовой износ шин определяется по формуле:

                                                          (17)

, ,

где  - общий пробег автомобиля за год, тыс. км;

 - нормативный пробег шины, тыс. км;

 - количество шин на автомобиле (без запасной).

Затраты на восстановление износа и ремонт шин:

                                                           (18)

руб.

где  - цена одного комплекта шин, руб.;

Общие затраты на шины в год составляют:

руб.

5. Расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава

Техническое обслуживание подвижного состава включает следующие виды работ: ежедневное обслуживание (ЕО), которое разделяется на Еос, выполняемое ежедневно при возвращении и выезде автомобиля, и Еог, выполняемое перед техническим обслуживанием (ТО) или текущим ремонтом (ТР); ТО-1 и ТО-2 после пробега определенного количества километров, диагностика состояния машины и отдельных агрегатов (Д), текущий ремонт (ТР) и капитальный ремонт (КР), сезонное обслуживание (СO).

Периодичность технического обслуживания для грузовых автомобилей общего пользования (I категория условий эксплуатации) составляет: ТО-1 – 2200 км, ТО-2 – 11000 км.

Количество каждого вида обслуживания за год определяется исходя из годового пробега автомобиля и откорректированных нормативов пробега.

Еос - ежедневно (составляет Д – число дней работы АТП за год),

Еот - перед ТО-1, ТО-2, ТР (составляет сумму проводимых обслуживаний за год),

Д - по мере необходимости (принимается в размере 0,5 суммы ТО-1, ТО-2, ТР),

СО - два раза в год и совмещается с ТО-1 или ТО-2.

Таблица 5. Нормативы затрат  на ТО и ТР автомобиля в рублях на 1000 км пробега

(данные декабрь 2007 года)

Марка а/м

ЕО

ТО-1

ТО-2

ТР

Д-1

Д-2

Итого

ЗИЛ

95,87

136,41

196,50

962,77

68,2

98,34

1558,09

Годовые затраты на ТО и ТР определяются по формуле

                                                 (19)

руб,

где - суммарная норма затрат на ТО и ТР, руб.

Общие затраты на ТО и ТР:

руб.

6. Калькулирование себестоимости перевозок грузов

Калькулирование - это технически обоснованное определение себестоимости единицы продукции, услуги, работы. На автомобильном транспорте применяется следующая группировка расходов по калькуляционным статьям затрат:

1. Заработная плата водителей и кондукторов.