Пластиковые карты - перспективное направление банковского бизнеса

Страницы работы

63 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

Кафедра экономической теории

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Пластиковые карты - перспективное направление банковского бизнеса.

 

Выполнила: __________________

 

Проверил: _____________________

                        /____________/

 

 

 

 

 

Новосибирск 2002 год

Содержание

 

Список литературы

77

Введение

3

I. История возникновения и развития пластиковой карточки как средства платежа.

5

1.Типы карточек

2.Природа банковских кредитных карточек

3.Причины роста

4.Издержки роста

5.Российский бизнес карточных платежей

5

12

15

18

19

II.Система операций с пластиковыми карточками

32

1.Использование пластиковых карточек в сфере обращения товаров

2.Организация работы с карточками в коммерческом банке

32

38

III. Рентабельность банковских карточек

48

1.Экономика организации-эмитента карточки

2.Экономика эквайрера

48

53

Заключение

61

Список литературы

63

Приложения

65


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит активный процесс интеграции экономики России в систему международных экономических отношений. Не является исключением и банковская система, развитие которой неразрывно связано с передовыми технологиями и поиском инструментов, повышающих привлекательность банковских услуг. Одним из таких инструментов являются пластиковые платежные карточки.

Во всем мире происходят значительные явления в сфере банковской деятельности, приводящие к многочисленным изменениям в организации, методах управления банками, формах обслуживания и т.д. Многие специалисты банковского дела, подчеркивая неординарность и важность происходящих изменений, говорят о так называемой «финансовой революции», одной из необходимых предпосылок и стимуляторов которой явилось быстрое и массовое распространение информационных технологий. Если в начале 60-х гг. компьютеризации подвергался процесс обработки документов, возникавший на базе традиционных банковских операций, то в 80-х гг. изменялась сама технология банковского обслуживания. «Все эти процессы позволили не только ускорить расчеты и улучшить обслуживание клиентов без увеличения банковского персонала, но и ввести в оборот новые формы обслуживания и новые виды банковских продуктов». [2]

Актуальность темы данной работы видится в том, что возникшие на базе развитого потребительского кредита платежные системы с использованием банковских карт фундаментально изменили способ совершения клиентами покупок и проведения расчетов за них, переместив риск кредита для розничной продажи в организацию, выпускающую кредитные карточки. Удобство в расчетах, сокращение наличного денежного оборота и затрат по его обслуживанию, безопасность хранения и использования денежных средств – неоспоримые достоинства пластиковых карт, распространяемых банками.

«Благодаря своему главному назначению – служить внутренним платежным инструментом – банковские пластиковые карточки превратились в чрезвычайно рентабельный, если не самый прибыльный вид услуг, предлагаемых финансовой сферой».[1]

Основное внимание в работе уделено рассмотрению специфики развития карточного бизнеса в России на базе расчетно-дебетных схем в силу нестабильности экономики нашей страны, отсутствия кредитных историй граждан, а также отсутствия своеобразной культуры использования кредитных карточек, которая на Западе устанавливалась годами.

Российский карточный рынок очень активен: меняются лидеры, появляются новые продукты и технологии, неизменным остается только одно - он быстро расширяется за счет новых держателей карточек, новых эмитентов, новых точек обслуживания. Для многих коммерческих банков пластиковые карточки стали новым направлением бизнеса, эффективным финансовым инструментом.

Цель данной работы – показать, что индустрия банковских карточек – это воистину динамичный процесс, который приносит новые волнения, но и дает достойное вознаграждение успешно практикующим его бизнесменам.

Наряду с общетеоретическими вопросами представлены схемы взаимодействия участников различных пластиковых проектов, приведен пример расчета рентабельности карточного проекта, что позволяет лучше представить перспективы развития данного направления банковского бизнеса.  



ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все более актуальным становится вопрос, связанный с появлением на российском рынке нового вида банковских услуг - выпуском и обслуживанием пластиковых карточек. Большое внимание уделяется теоретическим основам функционирования платежных систем. Рассматриваются вопросы стандартизации, технического оснащения и обеспечения безопасности при эмиссии и обращении пластиковыхкарт.

I.  История Возникновения и развития пластиковой карточки как средства платежа

 

1. Типы карточек

Пластиковая карта - обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различающихся по назначению, по набору оказываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. Важнейшая особенность всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карта может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением и т.д., в сфере денежного обращения пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. В системе безналичных расчетов они составляют особый класс орудий платежа, которыеи могут обладать качествами как дебетных, так и кредитных инструментов.

Как стандартный продукт платежных систем карточка предназначена

Похожие материалы

Информация о работе