По каким основным направлениям реализуется фискальная политика в России и какой она дает результат?

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПО КАКИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РЕАЛИЗУЕТСЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

И КАКОЙ ОНА ДАЕТ РЕЗУЛЬТАТ?

Налоговая политика России сформировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, потому налоговая политика носит преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в применении подавляющих производство методов исчисления и взыскания налогов. В результате распространение теневого сектора в экономике приобретает угрожающий характер, растут масштабы уклонения от налогов. Эти обстоятельства вынудили власти объявить о необходимости налоговой реформы, заставили принять некоторые меры по снижению ставок, отдельных видов налогов.

Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Все согласны, что государство вправе изымать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных бюджетных (внебюджетных) фондов и, соответственно, для реализации публичных задач и функций. Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Какую часть собственности государство вправе изъять у налогоплательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, здесь должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов. Как обеспечить, с одной стороны, наполняемость бюджетов всех уровней, а с другой – не отбить у налогоплательщика желания иметь в наличии и воспроизводить соответствующий объект налогообложения? Это один из самых сложных и актуальных вопросов финансово-экономической политики государства.

Фискальные возможности государства формировать бюджеты и внебюджетные фонды путем усиления налогового бремени имеют свои пределы. Этими пределами является достижение такой доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение социально-экономических противоречий. Чрезмерное, необоснованное повышение налоговых ставок стимулирует налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае – к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или предпринимательской деятельности).

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Поэтому налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более – разорительным), не должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также не должен выталкивать плательщика в "теневые" секторы жизнедеятельности общества.

Доходная часть бюджетной системы России, как известно, на 80-90% формируется за счет налоговых поступлений. Поставленная в Бюджетном послании Президентом Российской Федерации задача на 2003 г. по укреплению доходной базы бюджетной системы в целом и, в том числе федерального бюджета, может быть успешно решена только при условии совершенствования налоговой политики и налоговой системы.

В последнее время Правительством РФ осуществляется ряд мер по реформированию налоговой системы России. Введены первая и вторая части Налогового кодекса РФ, что привело к упорядочению системы налогов в России сократилось количество видов налогов, по многим налогам изменился порядок их взимания. В последнее время были введены новые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль предприятий и организаций.

Однако ожидаемых позитивных сдвигов в налоговой сфере пока не наблюдается. Спешно введенные современные формы налогов показывают далеко не ту эффективность, которая предполагалась при их внедрении:

-  от общих сборов НДС до половины уходит на возвраты,

-  налог на прибыль, введенный новой главой Налогового кодекса, не дает ожидаемого прироста поступлений (при том, что экономика сохраняет импульс роста);

-  переход на «плоскую» шкалу подоходного налога с физических

Похожие материалы

Информация о работе