Состав и структура расходов федерального бюджета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: • по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального произи содержанием непроизводственной сферы; • по функциональному назначению — на расходы, обеспечивающие реализацию функций общегосударственного характера, на финансирование народного хозяйства, социальнокультурных мероприятий, обороны страны, на расходы ii правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные  трансферты. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку. Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды,капитальное строительство, капитальный ремонт. При переходе на рыночные отношения структура расход )1 федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь прораммы приватизации и преобразованием значительной час- я государственных предприятий в акционерньте общества рас- I иренное воспроизводство все в больших масштабах осуществляется за счет собственных средств и ресурсов, мобилиуемых на финансовых рынках. Однако и в условиях действия рьночных механизмов фикятсирование отдельных отраслей и территорий, государствен.тх инвестиционных программ, государственного сектора экоюмики продолжает сохранять свое важное значение.

включают такие основные группы затрат, как государстве ная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, фи нансирование социально-культурных мероприятий, оборог страны, правоохранительная деятельность и обеспечение зопасности, финансовая поддержка регионов, погашение обслуживание государственного долга. На них приходится бюджете на 2004 г. 80,8% и на 2005 г. — 86% всех расхо Заметное место расходах ча чародчое хозяйс’iтiво мает государственное финансирование целевых программ раз вития промышленности, сельского хозяйства, научно-прикла ных исследований. В топливно-энергетический и аграрно-т - мышленный комплексы в 2005 г. предусмотрено направи 31,5 млн рублей (21% расходов на народное хозяйство). Сре ства финансовой поддержки на переустройство аграрного с тора (26,1 млрд руб.) используются на осуществление програ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводстц на приобретение техники на условиях лизинга, повышение пло дородия почв и мелиорацию, на улучшение землеустройства землепользования, жилищное строительство на селе, вс ние объектов здравоохранения, школ, строительство доро строительство и реконструкцию предприятий пищевой и пере рабатыающей промышленности, рыболовецкого флота. Конверсия военного производства финансируется не толп ко за счет бюджетных ассигнований, но и за счет целевог льготного кредита на перепрофилирование оборонных пр приятий на вьпуск гражданской продукции, вНебюджетI -. средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредито’ Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Использование бюджетных средств для финансир капитальных вложений ограничивается задачами общегос дарственного значения, реализацию которых невозмож обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на о печение программ структурной перестройки экономики, сО- здание относительно небольших проектов с высокой скорос.I тью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции долж.1 ны концентрироваться на реализации пусковых програмы, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, детских домов. Расходы на социаЛъно-Iсультурчые меронрияия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направлялись в 2004 г. на финансирование образования (33,4%) и социальные нужды (59%). В 2005 г. соответственно 34,7% и 56,5%. Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматрены меры по повышению минимального уровня заработной платы, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений и другие меры. Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетньтм социальным фондам. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг. Значительные расходы на национальную оборону (17,4% всех расходов по бюджету на 2005 г.) вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен

Ни военную продукцию и рядом других причин. В бюджете на )04 г. были предусмотрены отдельно средства на проведение военной реформы — 7,2 млрд руб. Пока еще недостаточные средства (всего 1,0% общей суммы расходов федерального бюджета в 2005 г.) предусматриI ,ООТсЯ на фучдамеi-сталъные исследования. Расходы на международную деяпi.елъчостпь включают затр ты по неторговьм операциям (содержание российских уч)н ждений и представительств за границей, уплату членских i;:iтюсов в международные организации и др.). Расходы ча унравлечие состоят из затрат, связанных с )ункционированием

Похожие материалы

Информация о работе