Проектирование двигателя постоянного тока независимого возбуждения специального применения, страница 2

Статор  (корпус поз.2) состоит из станины и полюсов с обмотками возбуждения. Станина выполнена из низкоуглеродистой конструкционной стали 10 ГОСТ 1050-74 и является частью магнитопровода машины. К станине при помощи четырех винтов М3х10 ГОСТ 17475-72 крепятся два полюса, набранные из отдельных листов электротехнической холоднокатаной анизотропной стали марки 3411 ГОСТ 21427-83 толщиной 0,5мм и скрепленных двумя заклепками 2х13. Листы друг от друга не изолируются. Применение анизотропной стали для полюсов позволяет увеличить магнитную проницаемость вдоль листов и тем самым уменьшить поток рассеяния  и МДС, необходимую для их намагничивания. На каждом полюсе установлена катушка возбуждения, предназначенная для создания магнитного поля машины. Катушка намотана проводом марки ПЭТВ ГОСТ 17708-72 и снаружи изолирована лакотканью. Для повышения механических свойств, влаго - и теплостойкости катушки пропитаны лаком К-47 по инструкции И1318. Места соединений выводов катушек обмотки возбуждения припаяны припоем ПСр ГОСТ 1499-70.

Якорь двигателя (поз.15) состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Вал якоря изготовлен из нержавеющей стали марки 14Х17Н2 ГОСТ 4543-71 ступенчатым для обеспечения различных посадок. Для посадки сердечника якоря и коллектора на валу выполнено рифление – соответственно прямое и сетчатое по ГОСТ 21474-75. Сердечник якоря состоит из отдельных листов электротехнической холоднокатаной изотропной стали марки 2211 ГОСТ 21427-83 изолированных между собой лаком. Это делается с целью уменьшения потерь от вихревых токов. В пазы сердечника, изолированные двумя слоями электрокартона, заложен провод ПЭТВ ГОСТ 17708-72. Для предотвращения вылета активных сторон обмотки из паза под действием центробежных сил проводники прижимаются клиньями. С этой же целью на лобовой части обмотки наложен бандаж шнуром ПНЭТ – ИМИД ТУ 16-505-489. Вся обмотка вместе  с изоляцией и бандажом пропитывается лаком. Концы секций обмотки, выполненной по схеме простой петлевой левоходовой, припаяны к петушкам коллектора. Коллектор в двигателе служит для преобразования постоянного тока сети в переменный. Коллектор выполнен на пластмассе опрессовкой пластин из кадмиевой меди. Коллекторные пластины изолированы между собой миканитом толщиной 0,4мм.

     Кроме перечисленных частей в состав двигателя постоянного тока входит подшипниковый щит, муфта и клеммовая панель.

Подшипниковый щит служит для закрепления щеткодержателей. В этом щите устанавливается подшипник 06204 ГОСТ 8338-75. Подшипниковый щит выполнен из стали 10, и необходимости запрессовки стальной втулки нет, как это было бы, если  щит изготовить из алюминия. Щеткодержатель выполнен из пластмассы АГ4В ГОСТ 20437-75 и крепится к щиту при помощи клея БФ6. Для усиления щеткодержателя в него запрессована втулка из латуни марки ЛЦ30А3 ГОСТ 17711-80. Внутренний диаметр втулки должен обеспечивать зазоры, необходимые для свободного, без заеданий, перемещения в нем щетки. Нажатие на щетку производится спиральной пружиной, которая должна обеспечивать требуемое нажатие в течение всего срока эксплуатации щетки. Недостаточное нажатие грозит увеличением переходного сопротивления, появлением искрения; сильное нажатие создает большие потери от трения, происходит повышенный износ щеток. Щетки (поз.17) – электрографитированные размерами 2,5х3,2 ГОСТ 359.003-66 – служат для подведения напряжения к обмотке якоря. Щит закрепляется с помощью винтов М2х10 ГОСТ 1491-72, ввинченных одним резьбовым концом в щит. Стыковка его с корпусом осуществляется внутренним замком.    

Для подключения двигателя к сети четыре его вывода выходят на клеммовую панель (поз.1).

На выходном конце вала установлена изолированная муфта (поз.3), служащая для передачи движения исполнительному механизму.

     Главной особенностью конструкции двигателя является радиальный щеткодержатель, который позволяет производить реверс, что немаловажно для исполнительных двигателей.

Главный недостаток исполнительных двигателей – высокая плотность тока в якорных обмотках и обмотках возбуждения. Этот недостаток объясняется  дефицитом площади в местах установки. Наличие высокой плотности в обмотках влечет за собой их нагрев, поэтому двигатель можно применять лишь в кратковременном режиме работы.