Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации, страница 3

В отношении валютных курсов новые правила предоставили каждой стране право выбора режима валютного курса, в том числе и режима свободного плавания валют, т.е. без ограничения пределов их изме­нений.

В современных условиях регулирующая роль Фонда направлена на выявление и устранение в валютной сфере очагов нестабильности.

В этих целях МВФ в соответствии с уставными полномочиями осу­ществляет так называемое "пристальное наблюдение" за состоянием международной валютной системы и экономической политикой каждой из стран-членов Фонда.

За этим термином скрывается огромный объем работы, осущест­вляемой персоналом МВФ, в ходе повседневных контактов и консульта­ций со всеми участвующими в Фонде правительствами.

МВФ сегодня - это гигантский банк данных и мощный центр гло­бального экономического анализа. Результаты анализа выступают как основа контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и экономических прогнозов по всем странам-членам Фонда.

Аналитическая деятельность Фонда тесно связана с представле­нием рекомендаций в области валютно-экономической политики для каждой из стран.

Более того, в последнее время сложилось принципиально новая форма межгосударственного регулирования - многосторонняя координа­ция макроэкономической политики наиболее развитых стран.

Воплощение на практике целей межгосударственного регулирова­ния, естественно, сталкивается с определенными трудностями. Но не следует упускать из виду один существенный аспект: впервые в миро­вой истории правительства крупнейших государств обязались согласо­вывать многочисленные меры, которые исконно считались внутренним делом.

Третья функция Фонда - устранение валютных ограничений. Одна­ко эту проблему удалось решить лишь частично, т.к. большинство стран, главным образом из числа развивающихся, продолжают сохра­нять валютные ограничения.

Под валютными ограничениями понимается система правительст­венных мер, ограничивающая или жестко регламентирующая права граж­дан обменивать национальную валюту на иностранную.

В условиях валютных ограничений вместо рыночного регулирующе­го механизма применяются согласованные действия государства и ор­ганов валютного контроля.

При дефиците платежного баланса принимаются специальные меры, призванные затормозить рост внутреннего спроса и импорта, а также стимулирующие экспорт.

Такая практика, оправданная тяжелой ситуацией в какой-либо стране, в то же время препятствует развитию международной торгов­ли. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, в таких странах валютные ограничения ослабляются и вводится постепенная либерали­зация валютных операций.

Четвертая функция Фонда - урегулирование кризиса задолженнос­ти. Решение долговой проблемы Фонд осуществляет совместно с МБРР.

С 80-х годов применяются следующие направления решения долго­вой проблемы:

1) обсуждение проектов урегулирования задолженности на межп­равительственном уровне и принятие конкретных решений, подкреплен­ных солидной финансовой базой;

2) поддержание притока иностранного финансирования в стра­ны-должники;

3) содействие правительствам в нахождении наилучших направле­ний стабилизации и структурной перестройки экономики с целью выво­да страны из долгового кризиса и ускорение ее социально-экономи­ческого развития.

МВФ специализируется, как правило, на вопросах краткосрочной финансово-экономической стабилизации, а МБРР - на долгосрочных структурных сдвигах в экономике. И то, и другое имеет одну цель - обеспечение непрерывности платежей, повышение эффективности учас­тия стран должников в международном разделении труда, приспособле­ние их экономики к изменяющимся мирохозяйственным условиям.

Пятая функция МВФ - эмиссия СДР.

В предыдущей теме мы уже выяснили, что СДР - это искусственно созданные международные резервные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ.

Участвовать в системе СДР могут только страны - члены Фонда. Только они наделяются лимитами СДР.

Однако получать, держать и использовать СДР могут также:

1) Международный валютный фонд;

2) по решению Совета управляющих страны, не являющиеся члена­ми Фонда;

3) некоторые официальные институты: национальные и региональ­ные валютные фонды.

СДР непосредственно не выполняют функции средства платежа и не используются в расчетах между странами даже для урегулирования государственных обязательств.

Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту. Эта валюта используется для целей, предусмотренных Соглашением о СДР.

Фонд обеспечивает для каждой страны участницы Соглашения воз­можность получения валюты в обмен на СДР путем "назначения" стран-кредиторов. Страны-кредиторы "назначаются" Фондом из числа тех стран, которые имеют положительные сальдо платежных балансов и крупные резервы.

В целях укрепления доверия к новым резервным средствам перво­начально в Уставе МВФ было зафиксировано золотое содержание едини­цы СДР, равное золотому содержанию доллара США.

С 1 июня 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения стоимости СДР. Он основывается на стоимости основных валют, взятых в определенных пропорциях и называется "стандартной корзиной" (стандартный набор валют).

Удельный вес каждой валюты в "корзине" зависит от доли страны в объеме мирового экспорта и значения валюты в мировой экономике.

В настоящее время валютная "корзина" включает пять важнейших валют:

- доллар США - 42%;

- марку ФРГ - 19%;

- японскую иену - 15%;

- французский франк - 12%;

- фунт стерлингов - 12%.

Введенные с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусмат­ривают постепенное превращение СДР в главный резервный актив меж­дународной валютной системы.