Лесоустройство как род человеческой деятельности и как наука. Лесной фонд, страница 2

Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса

Статья 108. Эксплуатационные леса

1. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса.

2. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всехпредусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов.

Отнесение лесов к эксплуатационным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местногосамоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствиисо статьями 81-84 настоящего Кодекса

Статья 109. Резервные леса

1. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати летне планируется осуществлять заготовку древесины.

2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охранеи защите лесов.

3. Использование резервных лесов допускается после их отнесенияк эксплуатационным лесам или защитным лесам.

Отнесение лесов к резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии состатьями 81-84 настоящего Кодекса

3 Правовая база

Концепция развития лесоустройства определяет что лес-во является неотъемлемой частью с-мы гос-го управления л.х. Р. Лес-во рассматривается как комплекс совместных действий гос-х лес-х предприятии и органов упр.л.х. Р.Действия направлены на повышение эффективности л.х.,→ что федеральный орган упр-я л.х. организует и планирует деят-ть гос-х лесоустр-х предприятии регулирует их взаимоотношение с регион-ми органами управления л.х.→ лесоустр-е организации предприятия организованно входят в состав Министерства природных ресурсов Р. В советский период структура была иная. Общее руководство

Госком лес СССР

Госком респ Мин л.х. в/о«Леспроект»

Лес-во осуществ-ся в рамках закон-ва РФ, а также подзаконных актов приним-х в установленном порядке и опред-ом механизме реализации этих законов.

1 Лесной кодекс РФ

2 Основы земельного закон-ва

3 Фед закон об особо охр-х тер-х

4 Фед закон об эколог. экспл-ии

5 Фед закон об охране гос тайны

6 Инстр-я по лес-ву лесов Сибири

7 Регин-е правила рубок глав поль.

8 Рег-е наставления по р. ухода

9Положения об аренде уч-в

10 Правила отпуска леса на корню

11 наст-я по отводу и такс лесосек в лесах РФ

и другие подзаконные акты

Лесоустройство осуществляется в рамках законодательства РФ, а также подзаконных актов, принимаемых в установленном порядке и определяющих механизм реализации законов. На современном этапе рыночных отношений изменились правовые основы лесоустройства. Среди них отметим следующие.

1. В условиях прежнего централизованного директивного планирования лесного хозяйства лесоустройство являлось отраслевым пред­приятием, выполняющим   в   основном   производственные   планы устройства лесов. В современных условиях регулируемой рыночной экономики оно признается неотъемлемой частью системы государственного управления лесным хозяйством страны и рассматривается как комплекс действий государственных лесоустроительных предприятий и органов управления лесным хозяйством по повышению эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования. Лесоустройство обеспечивает осуществление системы мероприятий по инвентаризации лесов, проектированию, организации и ведению лесного хозяйства и лесопользования на основе принципов устойчивого управления лесами.

2. Объявление лесов неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, (Конституция РФ, 1992; Федеральный Договор, 199З) существенно отразилось на организации управления лесным хозяйством. В частник лесовладениях лесопользователь владелец выполняет функции распоряжения и производства, а государство осуществляет контроль за ведением хозяйства. За лесхозами сохранены функции осуществления производственной деятельности и контроля, при этом исключено проведение ими рубок главного пользования и переработки получаемой при этом древесины. Таким образом, лесхозы изменили свой правовой статус, превратив­шись из государственного предприятия в орган государственного управления лесным хозяйством.

3.Объявленное равноправие различных форм собственности на зем­лю и другие природные ресурсы меняет характер лесных отношений. Согласно Лесному кодексу РФ (1997), участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций переданы в безвозмездное пользование им как частным юридическим лицам. Появились новые виды лесопользователей - арендаторы лесов, владельцы концессий ле­сов и др. Отдельно выделены городские леса, леса оборонного значе­ния.

4.При существующем разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную повышается значение действующих нормативов - правовых документов по организации и ведению лесного хозяйства, лесопользованию  и  проектированию лесоустройства.  

Лесное законодательство в виде различных законов, указов, поста­новлений, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти (в том числе и Государственным органом управления лесным хо­зяйством), имеет прежде всего социальный аспект, поскольку влияет на все сферы деятельности человека. Оно регламентирует экономическое развитие всех лесных ресурсов, так как направлено на учет, использова­ние и воспроизводство, охрану и защиту лесов. Кроме того, отмеченные нормативно-базовые акты имеют немаловажное природоохранное значение.