Программа дисциплины "Психологическая теория учебной деятельности" (Содержание дисциплины. Вопросы для подготовки к экзамену)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                              УТВЕРЖДЕНО

Учёным советом факультета

Психологии образования МГППУ

             протокол №     от  «              »  2008г.

            Декан факультета              

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии образования

 


Кафедра педагогической  психологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 030301 Психология

Специализация  Педагогическая психология

Специализация  Психология развития и

возрастная психология

Москва 2008


Автор и составитель программы – доктор психологических наук

Рецензент - доктор психологических наук 

Общее количество часов по дисциплине – 70 часов

Продолжительность дисциплины –

очн. форма – 32 часа очно-заочная ф. – 16 часов      заочная ф. – 8 часов

1. Место дисциплины в учебном плане.

- Проводится в 8 семестре на факультете "Психология образования". Данная дисциплина входит в факультетскую подготовку студентов, по специальности 030301 Психология.

-  Дисциплина является обязательной для студентов факультета:

-  Базовые дисциплины: общая психология, возрастная психология, психология младшего школьного возраста, педагогическая психология, педагогика,

-  Для занятий необходимы: видеомагнитофон, образцы методических пособий и учебников по развивающему обучению.

-  Предполагается, что студенты имеют представления о возрастных особенностях современных детей, роли обучения в психическом развитии детей. Знают определения основных психических функций, основные положения теории деятельности.

Образовательные результаты:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

·  особенности системы современного начального образования;

·  логико-предметные и логико-психологическоие основы теории учебной деятельности;

·  строение  учебной деятельности и иметь представление об «учебной задаче»;

·  каким образом происходит развитие учеников в учебной деятельности;

·  методы диагностики развития основ теоретического мышления.

б) уметь:

·  применять методы диагностики развития основ теоретического мышления.

·  разрабатывать аналоги учебных задач и анализировать возможные сценарии их решения,

·  различать типы учебных действий

·  на основе имеющихся методик создавать варианты тестовых заданий для диагностики развития теоретического мышления школьников.

2. Аннотация дисциплины.

Одним из самых заметных явлений последнего десятилетия в образовании России  стало широкое распространение развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. За это время в различных издательствах вышло более ста  книг, посвященных теории и практике развивающего обучения (монографии, методические пособия для учителей, учебники для детей, сборники, брошюры и т.д.).

В основе развивающего обучения лежит так называемая теория учебной деятельности (ТУД). Она создавалась для того, чтобы обеспечить  подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция. Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, то есть действовать на основе теоретически представляемой реальности. И чем сложнее стоят задачи, тем меньше возможностей действовать по инструкции,  не вдаваясь в существо дела, и тем выше требования к способности человека "зреть в корень", то есть к способности теоретического мышления. 

ТУД занимает особое положение среди других отечественных психологических теорий учения. Она реализована в конкретных технологиях, имеющих широкое распространение в практике. В этой связи интересным и полезным для психолога является знакомство с тем, как основные положения теории реализуются в практике.  Изучение ТУД строится на сочетании теоретических занятий в форме диалога и анализа обширного эмпирического материала.

3. Тематический план и расчет часов по видам занятий учебной

дисциплины «Психологическая теория учебной деятельности»

Номера и наименования тем

Кол-во часов по очной  форме

Кол-во часов по очно-заочной  форме

Кол-во часов по заочной  форме

Всего

Лекции

Семинары

Самостоят

Лекции

Семинары

Самостоят.

Лекции

Семинары

Самостоят

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Общая характеристика системы начального образования.

1.1.Современная социокультурная ситуация развития детей

5

2

1

2

0,5

0,5

4

0,5

0,5

4,5

1.2. Обучение и развитие в начальной школе

5

2

1

2

0,5

0,5

4

4,5

Раздел 2. Логико-предметные и логико-психологическоие основы теории учебной

Похожие материалы

Информация о работе