Психолого-педагогические особенности формирования родительства как интегрального психологического образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ходе тестирования были получены следующие результаты (Таблица 1) – «счастливая семейная жизнь» как ценность была поставлена большинством испытуемых на 4 место, а «любовь» на 2. Причем  разница между ответами небольшая, т.е. подростки солидарны в своем мнении. Конкуренцию семейным ценностям составили такие ценности как «интересная работа» и «здоровье». В целом, можно сделать вывод, что эти ценности являются значимыми для подростков, но, в силу еще не сложившихся семейных отношений, недостаточно осознаются. Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл как основа для принятия ответственных решений в т.ч. и в будущих семейных отношениях) недостаточно значима для подростков.  А вообще как ВЫ ПОДСЧИТЫВАЛИ? Что значит «БОЛЬШИНСТВОМ ИСПЫТУЕМЫХ»?

Среди инструментальных ценностей наиболее значимы для подростков «жизнерадостность», «независимость» и «смелость в отстаивании своего мнения». Значимые для нашего исследования ценности, к сожалению, не так значимы для подростков. Это, в целом, соответствует возрастным особенностям. «Ответственность» и «рационализм» занимают 8 и 9 место соответственно. А «самоконтроль», «чуткость», «терпимость» и «широта взглядов» для подростков практически не значимы. Причем в отношении этих ценностей наблюдается широкий разброс ответов (до 7 позиций), что может говорить о недостаточном понимании сущности данных ценностей.  Почему Вы считаете, что «широта взглядов» и «рационализм» соотносится с родительством, а  «жизнерадостность» нет , не пойму критериев

Почему Вы считаете, что «широта взглядов» и «рационализм» соотносится с родительством, а  «жизнерадостность» нет, не пойму критериев.

Можете убрать эти критерии, хотя, на мой взгляд, чем шире взгляды родителя, чем большее представление он имеет об окружающем, тем больше шансов у его ребенка вырасти гармоничным, разносторонне развитым. Рационализм также важное качество для родителя его действия уже не могут быть спонтанными, импульсивными в отношении своего ребенка, ему необходимо рационально простроить воспитательную систему в семье, чтобы все претензии, требования и поощрения ребенка были обоснованными, иначе ребенок будет воспитываться по ситуации, не будет знать, чего ждать от собственного родителя. По сути, очень взаимосвязано и с самоконтролем, ответственностью. Жизнерадостность, почти такая же крайность, как и уныние. Конечно, необходимо быть оптимистом, но не всегда необходимо активно проявлять позитивные эмоции, сдержанность тоже хорошее качество.

Таблица 1

Ценности

Место

(среднее арифметическое)

Терминальные ценности

счастливая семейная жизнь

4

жизненная мудрость

12

любовь

2

Инструментальные ценности

ответственность

8

чуткость

15

рационализм

9

широта взглядов

13

терпимость

18

самоконтроль

11

Постановка подростками описанных выше ценностей на невысокую позицию по значимости говорит и о том, что у них недостаточная направленность на формирование в себе соответствующих качеств личности. В дальнейшем это может приводить к проблемам в отношениях с партнером по браку и с детьми. Поэтому результаты диагностики необходимо учитывать при формировании образа родительства у старших подростков, формируя адекватное представление о данных ценностях и их значимости в будущей взрослой жизни.

Результаты исследования по методике «Лики родительской любви»

Данный опросник помогает оценить, на каких основаниях строится отношение к ребенку. В случае с подростками – к гипотетическому. Результаты, полученные по данной методике, занесены в таблицу 5.

Таблица 5

Баллы

Количество детей

Мальчики/девочки

12 – 15

3

1 / 2

9 – 12

14

8 / 6

Менее 8

13

6 / 7

Анализируя полученные результаты, можно сделать ряд выводов.

Большая часть испытуемых набрали 9-12 баллов. Такая позиция является промежуточной. С одной стороны, данные результаты говорят об отсутствии крайностей. Однако здесь имеет место некоторая эмоциональная отстраненность, связанная, возможно, с отсутствием реального опыта родительства и недостаточными представлениями об особенностях детско-родительских отношений, психологических закономерностях взаимодействия между ними.

12-15 баллов набрали всего 3 детей. Среди них один мальчик, что (с учетом отсутствия опыта) говорит о том, что в своем отношении к ребенку он недооценивает традиционную мужскую роль в воспитании. Две девочки, набравшие эту сумму, разделяют типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Однако впоследствии это может быть чревато недостаточной самостоятельностью ребенка.

Достаточно большая часть подростков набрали 8 баллов. Если для мальчиков это можно считать нормой, т.к. характеризует их как придерживающихся традиционно мужских ценностей

Похожие материалы

Информация о работе