Проблема сознания в психологии. Проблема бессознательного в психологии

Страницы работы

42 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Познание постоянно связано с действиями или операциями, т.е. преобразованием, трансформацией объекта. Чтобы осознать свои действия, субъект нуждается в объективной информации, но без практики он ее не может осознать. Следовательно, проблема познания тесно связана с проблемой интеллекта.

Одно из важных понятий в концепции – понятие схемы действия.  Это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет экономно адекватно действовать с различными объектами одного класса. На основе действия формируются умственные структуры.

Основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) – наследственны и неизменны, а структуры приобретены. В концепции Пиаже объект – всего лишь материал манипуляции. Ассимиляция – усвоение вещей, исходя из своей умственной структуры, приспособление объекта к субъекту; аккомодация – наоборот. Когда между двумя тенденциями появляется гармония, появляется обратимость, освобождение от эгоцентризма.

Благодаря клиническому методу открыл эгоцентрический характер детской речи (ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на чужую), особенности детской логики. Эгоцентризм – центральная особенность МШ ребенка. Ребенок на определенной ступени рассматривает предметы таковыми, какими их дает восприятие (напр, луна останавливается, когда он останавливается, идет, когда он идет…). Это явление реализма. Свое восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя: партиципация (сопричастие), анимизм (всеобщее одушевление), артификализм (понимание природы по аналогии с деятельностью человека). Постепенно ребенок начинает отличать, что исходит от субъекта, а что от объекта. Параллельно с этим идет развитие детских идей от абсолютности к взаимности (реципрокности). Это когда ребенок открывает точки зрения других.

Понимание принципа сохранения количества вещей при изменении формы подтверждает рассуждение ребенка на базе абсолютных представлений. Это общая черта для всех детей. Также мысль ребенка идет от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных качеств, потом начинают понимать, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны.

Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обуславливает такие особенности детской логики как: синкретизм (связывание всего со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию.                 

Пиаже считал, что отсутствие обратимости мысли связано с эгоцентризмом. Позже Пиаже заменил слово эгоцентризм (неосознанная иллюзия познания) на центрацию. Снижение эгоцентризма (децентрация) связана не с добавлением знаний, а с трансформацией исходной позиции.

Важное понятие теории – социализация. Это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими, благодаря разделению точек зрения. Социализация свидетельствует о переходе от эгоцентрической позиции к объективной. Взаимодействие субъекта с миром вещей объясняется биологическим приспособлением. 

Другое направление работ Пиаже – изучение развития интеллекта.  Первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные, которые впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Пиаже открывает главное свойство операций – обратимость. Его периодизация:

1.  период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет).

2.  период конкретных операций (до 12 лет). Сюда входит и дооператорный подпериод (до 6-7 лет).

3.  период формирования формальный операций (до 15 лет).

В каждой стадии есть два этапа – появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости.

Сенсомоторный интеллект – трансформация образом. Потом появляются конкретные операции. Операция – интериоризированные, обратимые и скоординированные в связанные структуры действия, выступающие как психологические механизмы МШ. Если операция интериоризирована, то она м.б. воспроизведена во внешнем плане тоже. Переход к формальным операциям – шаг к разделению явления и его сущности. Эксперимент преломления палочки в воде – если это две палочки – стадия конкретной операции, одна – формальной.

Влияние школьного обучения на мыслительные процессы не очень велико

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
374 Kb
Скачали:
0