Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

10

Общая психология

Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии

Предмет, задачи и основные напр

Психология (от греч. душа, учение,)  наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений. В научном употр термин появ в 16 веке.Первонач он относ к науке, изуч душевных, или псих. явл. В 17-18в пс включ в себя осознав и неосозн явл.

В настоящее время предметом изучения психолог явл психика и психические явления.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой жиной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополаг сужд о природе и механизмах проявления психики.

Во-первых, психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.                       

Во-вторых, главная особенность психики заключается и способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации снязано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности я и является е копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.

Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. И главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным псих проц относятся пс п, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущецие, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.

В рамках этой группы психических проц рассм  такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства,настроения  и эмоциональный стресс.               

Волевые психические процессы иаиболее ярко проявл в ситуациях, связанных с принятием решений, преод трудн, управлением своим поведением и др.

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы В нее входят процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Однако, вероятно, более целесообразным явл отнесение данной группы к самостоятельным психич явл, а не процессам, поскольку они включают не только динамич, но и статические явления.

Психические состояния характеризуют состоян псих в целом. Они, как и психические процессы, имеют спою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойч и интенсивностью. В свою очередь, психические сост влияют на течение и результат психических процессом и могут способств деятельности или тормозить ее. К психическим сост такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость и уныние..

Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности -наиболее существенные особенности личности, обеспеч определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относит направленность, темперамент

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
547 Kb
Скачали:
0