Когнитивная психология: общая характеристика направления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

9

Общая психология

Когнитивная психология: общая характеристика направления.

Когнитивная психология: общая характеристика направления.

Миллер, Найссер

1. Пс-ка рассм как сис-ма когнитивных р-ций и постулир связь этих р-ций не т с внешн стимулами, но и с внутр переменными, например с с/созн-м, селективностью ВН…. Гл пр-пом, на основании кот рассм когнитивная сис-ма Ч, явл аналогия с компьютером, т.е. пс-ка трактуется как сис-ма, предназнач для переработки инфо.

2. М-д анализа ф-ния этой сис-мы стал микростр-рный анализ Ψ пр-сов. Достоинство когнитивн Ψ - точность и конкр-ть полученных данных.

Приоритет - ориентация на анализ ф-ния уже сформир пр-сов.

3. Решающая роль познават компонента в стр-ре пс-ки, в Д людей. Познание - пр-с, при помощи кот входящие сенсорн данные подверг разл видам трансформации для удобства их накопления, воспроизвед-я и дальнейш использ-я.

4. IQ - комплексная сис-ма, им сложную стр-ру (это не набор последовательн, часто млосвязн этапов переработки инфо (в традиц Ψ считалось, что вслед за ОЩ идет В, затем П, МШ…)), а иерархия построена на типах переработки инфо и зависит от стоящ задач.

5.  теория обнаружения сигнала. В рез-те иссл-я б выделены структурн составляющие IQ, впервые опис виды П, как кратковр и долговременная, V кратковр П неограничен, ВН - своеобразн фильтр, отбирающ нужные в данный момент сигналы.

6. бессознательное содержит неосознав часть программы переработки инфо, кот вкл уже на первых этапах В нового материала. Все сигналы, возд-я среды запечетлив в пс-ке, но не все осозн в данный момент в силу своей интенс-ти, знач-ти для жизнеД, а не в силу асоциальности или несовмест-ти с моралью, как считал Фрейд.

Сегодня вариации когнитивн Ψ: символич и коннекциональн подходы. Символич: рассм сп-бы опериров-я символами как ед-цами инфо, коннекциониза изуч виды взаимосвязи эл-тов в когнитивн сис-ме.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ. Одно из направлений преимущественно американской психологии возникло в начале 60 годов как альтернатива бихевиоризму. Исследование психики через изучение психических процессов, опосредованных познавательным, когнитивным компонентом. (10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, психологическое развитие, мышление, человеческий интеллект, искусственный интеллект). Основной метод - информационный подход опирается на Пиаже, Леонтьева, Лурию. Основателем теории когнитивного развития явл. выдающийся швейцарский психолог Ж.Пиаже, он положил начало когнитивному направлению в психологии. В центре его концепции находится мышление реб. И понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие реб. как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. Открытие Пиаже заключается в идее качественных изменений в мышлении ребенка на разных этапах онтогенеза. Совсем маленькие дети (до 2-х лет) не знают как нужно пользоваться предметами, они знают мир через свои собственные действия (трогают, сосут, бросают). Позднее начинают лучше понимать назначение предметов и думать более обобщенно и абстрактно. Центральное понятие в концепции Пиаже - операция (мысленное действие ребенка), которое обладает очень важным свойством - обратимостью, то есть возможность вернуться к началу мыслительного процесса. Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка: сенсомоторных (0-2 лет), конкретных (2-11 лет) и формальных (от 12 лет) операций. 1 - реб. познает мир через восприятия и действия. К двум годам может их целенаправленно строить. 2 - дооперационная стадия - от 2-6 лет. Дети формируют умственные представления и образ возможных действий с ними. Операционная стадия - 6-11 лет. Реб. становится способным к логическому мышлению. 3 - от 12 лет – реб. приобретает способность к абстрактному рассуждению. Каждая из них характеризуется определенными когнитивными структурами, то есть по его понятию главными способами мышления ребенка, которые определяют его активность и понимание мира.

Привлекло внимание многих европейских и особенно российских ученых

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
134 Kb
Скачали:
0