Ответы на экзаменационные вопросы № 1-30 по дисциплине "Нейропсихология" (Принципы нейропсихологии Выготского-Лурии. Использование игры для развития функций переработки зрительно-пространственной информации)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Переработка слухо-речевой информации - фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память

2. Переработка кинестетической информации - дифференциация артикулем;  кинестетический анализ графических движений

3. Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов

4. Переработка полимодальной информации - ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов

Ш блок - блок программирования, регуляции и контроля

1. Серийная фферентная) организация движений - моторное (кинетическое) программирование графических движений

2.Программирование и контроль произвольных действий - планирование, реализация и контроль акта письма.

В том же докладе Выготский говорит: «в процессе развития… изменяются не столько функции, как мы раньше это изучали (это была наша ошибка), не столько их структуры…, сколько изменяются и модифицируются отношения, связи функций между собой, возникают новые группировки, которые были неизвестны на предыдущей ступени» [9, с. 110]. Он разъясняет сущность ошибки на примере восприятия: «мы говорили, происходит процесс «вращивания» приемов, с помощью которых ребенок, воспринимающий предмет, сравнивает его с другим предметом и т.д. Это исследование завело нас в тупик, и другие исследования показали с полной ясностью: дальнейшее развитие восприятия заключается в том, что оно вступает в сложный синтез с другими функциями, в частности с речевой» [Там же, с. 112].

Эти новообразования на основе синтеза функций Выготский называет «психологическими системами», подразумевая под ними «единство психических и физиологических процессов» [Там же, с.137-138].

Таким образом, Выготский приходит к формулировке второго принципа нейропсихологии - принципа системного строения ВПФ.

О системном строении ВПФ Л.С. Выготский говорит следующее: «каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какого-нибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной  деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров» [9, с. 170]. Из принципа системности Л.С. Выготский делает важный для диагностики вывод: в случаях нарушения ВПФ у взрослых или отставания развития у детей в наблюдаемом симптомокомплексе необходимо различать как первично пострадавшее звено, так и вторичные системные следствия первичного дефекта, а так же компенсаторные перестройки. Приведем пример, используя современную нейропсихологическую терминологию, разработанную А.Р. Лурией [15; 18]. При первичном недоразвитии функций программирования и контроля оказываются несовершенными ориентировка в задании, планирование действия, переключение от одного действия к другому, самоконтроль. Это все примеры проявления первичного дефекта. Кроме того, вторично страдают все гностические и мнестические процессы, требующие сосредоточения внимания, проверку и пересмотр перцептивных гипотез, активность заучивания и т.п., все это отчетливо проявляется как в повседневной жизни ребенка, так и в пробах на произвольное запоминание или опознание сложных зрительных стимулов. В связи с первичными и вторичными симптомами дети испытывают специфические трудности в овладении чтением и письмом. Одновременно у них возникают компенсаторные перестройки: позитивные, адаптивные и негативные, дезадаптивные. Включение самокоманд, проговаривание задачи (т.е. переход от интрапсихического уровня произвольного действия к экстрапсихическому) является позитивной перестройкой. Взятие на себя роли шута для привлечении к себе внимания, выхода из ситуации неуспеха, повышения самооценки представляет негативную компенсаторную перестройку.

3.  Принципы нейропсихологии Выготского-Лурии. Динамическая организация и локализация ВПФ. Лекции.

Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции и соответственно ее топики. Структура функции меняется в онтогенетическом развитии, при автоматизации функции и при использовании различных стратегий (Выготский, 1995, Лурия, 1969). Кроме того, Л.С.Выготский (1995) выделил различия в системных следствиях первичного дефекта у детей и взрослых. Если у взрослых первичный дефект влечет за собой дезинтеграцию сложившихся систем, расстройство нижележащих операций и компенсацию сверху, то у детей тот же самый дефект вызывает другие следствия. У ребенка  в силу закона кортикализации функций  страдают все формирующиеся надстраиваемые вышележащие системы, включающие пострадавший компонент. Таким образом, если у взрослого распад идет сверху вниз, то у ребенка снизу вверх. В ходе диагностики и коррекционно-развивающего обучения необходимо учитывать изменения строения функции в онтогенезе, при автоматизации функции и при использовании различных стратегий.

Состав ВПФ непостоянен, он может меняться. Основные причины его изменений:

1)  Изменение строения функции в онтогенезе (в ходе развития ребенка).

2)  Изменение функций по мере автоматизации.

3)  Использование разных стратегий.

1)  Изменение функций письма в ходе развития.

Письмо у дошкольников: (пишут печатными буквами), опирается

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
994 Kb
Скачали:
0