Психическое развитие ребенка раннего возраста. Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными. Кризис трех лет

Страницы работы

Фрагмент текста работы

8

Возрастная психология

Психическое развитие ребенка раннего возраста. Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными. Кризис трех лет.

К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к независимости и самостоятельности, остается связанным со взрослым. Это противоречие находит разрешение в сотрудничестве, в совместной деятельности ребенка и взрослого. Общение с взрослыми начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества, но тогда его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Раньше он действовал со всеми предметами одинаково, а теперь он усваивает общественно выработанные способы употребления предметов. Это происходит в совместной деятельности с помощью взрослого. Форма общения со взрослым по-прежнему ситуативно-деловая, но ее характер меняется. Сотрудничество уже не сводится к прямой демонстрации предметов. Теперь необходима практическая деятельность ребенка и взрослого, выполнение одного и того же дела. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом передает способ действия с ним. Ведущей деятельностью становится предметная деятельность, связанная с овладением общественными способами действий с предметами. К концу этого периода ребенок уже умеет пользоваться бытовыми предметами и играть, происходит дифференцировка предметно-практической и игровой деятельности с предметами, складывается процессуальная игра. Предметная деятельность обеспечивает развитие всех сторон жизни ребенка. Именно в ней возникает такое новообразование как речь (1,5 – 2 г.). Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно-мимический и локомоторных средств. Речь перестраивает все психические процессы, становится средством общения, мышления и овладения своим поведением. В этот период закладываются основы наглядно-образного и символического мышления, так как ребенок начинает соотносить предмет и действие. Деятельность не нацелена на результат, удовольствие приносит сам процесс. Регуляция действием побуждается теперь речевым знаком. Поэтому выполнение речевых инструкций можно рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка. Благодаря речи в процессуальной игре появляются игровые замещения. Это дает начало сюжетно-ролевой игре. В раннем возрасте впервые возникает особое отношение ребенка к сверстнику (не только как к предмету, но и как к партнеру по общению). В раннем возрасте: развитие предметной деятельности и делового общения, активной речи, произвольного поведения, появление игровых замещения, формирование потребности в общении со сверстниками, развития самосознания и самостоятельности. Но все равно все психические процессы определяются наглядной ситуацией. Память проявляется только при активном восприятии – в узнавании. Мышление только наглядно-действенное (умение устанавливать связь между предметами и явлениями в наглядной ситуации).

На втором году для воспроизведения показанного действия с предметом уже необязательно требуется тот же самый предмет, появляется возможность переноса действия на другие предметы. Перенос действия осуществляется 2 путями. Первый перенос действия с одного предмета на другой (ребенок научился пить из чашки, теперь он воспроизводит тоже движение на стакан, другую чашку). Второй – перенос действия в другую ситуацию (научившись одевать ботинок, он одевает его на ножку стула). Происходит отрыв действия от единичного предмета и конкретной ситуации. В раннем возрасте ребенок сталкивается с настоящими вещами (ложка, чашка, карандаш, лопата). Это предметы-орудия, которые выполняют в жизни строго определенную функцию и предполагают жесткий способ действия с ним. Овладение этими орудийными действиями является важным приобретением

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
365 Kb
Скачали:
0