Основные понятия и определения в электроприводе. Механическая часть силового канала электропривода. Физические процессы в электроприводе с машинами постоянного тока, страница 10

одно-массовой системы справедлива, как отмечалось ранее, для идеальных механических звеньев без упругости и зазоров. Однако она может быть сохранена в большинстве практических случаев и для реальных механических звеньев, обладающих небольшими зазорами и  незначительной механической упругостью.

В отдельных случаях представляет интерес находить законы движения непосредственно на рабочем органе производственной машины. Такие задачи часто возникают для подъемно-транспортных машин с поступательно движущимся рабочим органом. В этом случае приведение осуществляется к рабочему органу с соблюдением тех же условий.

Инерционные массы в данном случае заменяются одной результирующей массой  (тΣ)  на рабочем органе механической части привода:

                                                  (2.5)

где ;.

Таким образом, приведенное механическое звено в рассмотренном случае представляет собой поступательно движущуюся массу (тΣ), определяемую по формуле (2.5), и к которой приложены две силы: F и Fp.o.

2.5. Свойства сил и моментов. Механические характеристики

Рассмотрим подробнее свойства сил и моментов, действующих на подвижные элементы. По характеру действия силы и моменты делят на активные и реактивные.

Активными называют силы или моменты, обусловленные внешними по отношению к элементу источниками механической энергии и действующие независимо от движения элемента. Так, активными будут силы или моменты, создаваемые в двигателе и прикладываемые к его подвижному элементу, входящему в механическую часть привода. В дальнейшем будем выделять эту группу активных сил или моментов, поскольку их формирование – важная функция электропривода. Активными могут быть силы и моменты статических нагрузок, обусловленные потенциальной энергией грузов, если при их перемещении есть вертикальная составляющая, энергией сжатых пружин, ветра, потока воды и т.п.

Характерная особенность активных сил и моментов – независимость направления их действия от направления движения. Так, статический момент (Мc), обусловленный весом груза, всегда, и при подъеме, и при спуске, направлен в одну сторону.

Реактивными называют силы и моменты, возникающие как реакция на движение и всегда направленные против движения. Характерным примером могут служить силы и моменты трения: они всегда сопровождают движение и всегда противодействуют ему. Реактивными являются силы и моменты, обусловленные неупругой деформацией или каким-либо разрушением материалов: резанием металла, деформацией слитка валками прокатного стана, разрушением горной породы ковшом экскаватора и т.п.

Силы и моменты, приложенные к рассматриваемым элементам, могут зависеть от времени, пространственной координаты, ее производных. Особое значение имеют зависимости сил и моментов от скорости движения, называемые механическими характеристиками. Эта особая роль указанных зависимостей обусловлена рядом причин.

Механические характеристики позволяют просто и очень наглядно определить координаты статического режима работы. Пусть моменты М1 и М2 связаны с угловой скоростью w, как показано на рис. 2.4, а. Тогда скорость статического режима wc определится как ордината точки пересечения кривых  – M2   и  М1, так как при этом åМ = 0.


Механическая характеристика M1(w) здесь типична для активного момента: при одном и том же направлении движения момент имеет различные знаки, т.е. способствует движению в первом квадранте и препятствует (тормозит) во втором. (Общепринятая нумерация квадрантов плоскости w – М показана на рис. 2.4, а римскими цифрами). Характеристика М2(w), наоборот, типична для реактивного момента: момент меняет знак с изменением направления движения, всегда препятствует движению.

Механические характеристики позволяют просто судить о статической устойчивости движения в установившемся режиме. Если по какой-либо причине угловая скорость (рис. 2.4, а)  стала выше, чем wc, то М2, направленный против движения, превысит М1, направленный по движению, следовательно, движение замедлится. При отклонении скорости вниз от wc баланс