План-конспект урока на тему: "Заточка деревообрабатывающих инструментов"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

План-конспект урока

на тему:

Заточка деревообрабатывающих инструментов

Цели:

научить учащихся правилам и последовательности заточки деревообрабатывающих инструментов.

Урок

Тема:

ЗАТОЧКА ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Цель:научить учащихся правилам и последовательности заточки деревообрабатывающих инструментов.

Оборудование: деревообрабатывающий инструмент, напильник трехгранный, доводочный брусок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

– Дайте определение технологическому процессу.

– Из каких видов нормативной документации складывается производственный процесс?

– Каково содержание технологической карты?

– Дайте определение технологической операции.

– Что обозначает ЕСКД и ЕСТД? В чем состоит их значение?

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Вторым условием, составляющим слагаемые мастерства, является свободное, артистичное владение инструментом, чувство верной руки и верного глаза. Конечно, вам еще до этого далеко, но учиться правильно, точно, безопасно владеть инструментами нужно постоянно. Средства труда определяют его характер. Но средствами труда управляет всегда человек. А чтобы умело ими управлять, надо этому учиться. Сегодня будем осваивать заточку инструментов, ведь без этого применение инструментов просто невозможно.

Сначала послушаем сообщение об инструментах и приспособлениях для обработки древесины, вспомним еще раз этот материал.

3. Сообщение учащихся «Инструменты и приспособления».

Для обработки древесины применяют специальные столярные инструменты (см. рис. 1). Пиление производят различными по устройству и насечке зубьев пилами. Они бывают для продольного, поперечного и смешанного пиления. Если зубья имеют с обеих сторон одинаковый скос, пила предназначена для поперечного пиления; если зубья скошены в одну сторону, то пилу используют для продольного пиления.

Рис1. Специальные столярные инструменты

Строгание производят различными инструментами. Их тоже много, и предназначены они для разных работ.

Для пиления под различными углами используют специальное приспособление — стусло (рис. 7 в), которое состоит из трех дощечек, сбитых в виде корытца. На вертикальных дощечках сделаны пропилы под нужным углом (чаще под углом 90 и 45°). Такое приспособление легко сделать самим.

Разметку производят столярным угольником (рис. 7 г), линейкой. Для сверления применяют коловорот (рис. 7 д), дрель (рис. 7 е), бурав (рис. 7 ж). Зачищают, шлифуют древесину напильником или наждачной шкуркой.

III. Изложение программного материала.

1. Объяснение учителя.

Заточку инструментов производят на заточных станках, состоящих из абразивного круга, приводимого во вращательное движение вручную или электродвигателем. Рассмотрите на рисунке, как выполняется заточка дереворежущих инструментов. (См. рис. 2.)

Рис2. Заточка дереворежущих инструментов: а – ножа рубанка на ручном точиле; б – стамески на электроточиле; в – ножа рубанка на станке СЗШ-1: 1 – заточной круг; 2 – затачиваемый инструмент; 3 – упор; 4 – электродвигатель; 5 – суппорт 6 – направляющие суппорта; 7 – зажим ножа; 8 – режущая кромка

Учитель показывает устройство заточного станка и приемы заточки инструментов на нем, объясняет правила и особенности заточки:

– режущую кромку инструмента располагают впереди затачиваемой поверхности;

– если лезвие посинело, значит оно перегрелось, а металл потерял свою твердость;

– затачиваемый инструмент надежно прижимают к упору;

– о том, что режущая кромка заточилась, свидетельствует появление искр на передней поверхности лезвия;

– контролировать правильность заточки и величину заострения лезвия следует шаблоном или угломером.

После проведения инструктажа по технике безопасности учащиеся ставят свою подпись в журнале учета и регистрации инструктажей. Учитель постоянно напоминает ученикам о том, что работать учащимся на заточных станках запрещается.

После заточки на лезвии образуются заусенцы. Для их снятия производят доводку лезвия на мелкозернистом брусе. Ознакомьтесь с условиями проведения правильной доводки лезвия на рис. 3.

Рис 3. Правка и доводка лезвий заточенных инструментов: а – снятие заусенцев и заострений режущей кромки; б – правильное положение лезвий при заточке; в – неправильное; 1 – передняя поверхносгь лезвия, 2 – задняя поверхность лезвия, 3 – режущая кромка

Правку острой режущей кромки лезвия производят на оселке (еще более мелко зернистый брусок).

Самой сложной является заточка зубьев пил.

Учитель показывает и рассказывает последовательность заточки пил. Особо обращает внимание на следующие операции:

– прифуговка – выравнивание вершин зубьев пил напильником на колодке

Похожие материалы

Информация о работе