Индивидуальное потребление. Потребительские оценки и потребительский выбор. Совокупное потребление (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 2

Примем, наконец, что шкалы ^и веса Pi не зависят от доходов семьи (как мы увидим далее, это очень сильное допущение). Тогда при построении функции потребления семьи с одинаковым числом потребительских единиц могут быть объединены в одну группу, что позволяет избежать множественности признаков группировки. Для построения потребительских шкал нужны обоснованные нормы потребления (см. 5.1.). Пока же при расчете шкал (как и нормативных бюджетов) используются статистические данные о фактическом потреблении.

Функции потребления. Формирование моделей потребления на основе статистических данных проводится в три этапа: выбор показателей доходов и состава семьи; выбор уравнения регрессии интенсивности потребления данного блага по этим показателям; оценка параметров регрессии по выборочным данным.

В качестве показателей дохода могут приниматься его совокупная величина, доход на душу населения или потребительскую единицу. Состав семьи можно оценивать в единицах потребительских шкал, в долях числа детей и взрослых или по конкретному составу типовых семей.

Выбор функции потребления базируется на тщательном анализе закономерностей фактического поведения семей как

' Так, занятая умственным трудом женщина (по одному из вариантов потребительской шкалы) эквивалентна по питанию 0,82 потребительской единицы, а по одежде 1,30; неработающий мужчина—соответственно 0,86 и 0,70.

115

потребительских ячеек, которые во многом аналогичны тенденциям спроса (см. 5.2.).

С ростом денежных доходов s расходы на потребление с также увеличиваются. Одновременно изменяется структура потребления, причем характер ее изменения зависит и от дохода, и от состава семьи.

Доля расходов на питание при этом снижается (хотя их абсолютная величина возрастает, но с замедлением). Расходы же на одежду, обувь, предметы гигиены, культурные мероприятия и мебель заметно возрастают. Остальные компоненты изменяются сравнительно мало, поскольку в СССР образование и лечение почти полностью оплачиваются государством, а расходы на жилье и общественный транспорт составляют незначительную часть доходов. С увеличением размеров семьи структура расходов претерпевает изменения примерно того же характера.

Таким образом, в качестве модели потребления блага i принимается дважды непрерывно дифференцируемая функция

При изучении закономерностей потребления и обосновании вида соответствующих функций пользуются теми же методами и оценками, что и при анализе спроса (5.2.). Важную роль играют, в частности, коэффициенты эластичности потребления по факторам, характеризующие реакцию потребителя на изменение соответствующего фактора, а именно: эластичность потребления по доходу (для однородных групп семей)

и эластичность потребления по составу семей (при фиксированном доходе)

вычисленная в точке (i|?A, с/д). Она представляет собой некоторый вид эластичности: например, при изменении на 1 % числа единиц семьи с доходом s=sa   и 4'=^А расходы на потребление блага i изменяются на Е^у %.

Коэффициенты эластичности можно рассчитать, используя статистические данные. Пусть для двух групп семей (по п семей в каждой), взятых из выборки, однородной относительно т(-, их доходы и потребительские расходы составляют (в условных единицах): Si=30; Ci=18: s.>=32; c.'=21.

Рассчитаем эластичность Е^ в точке (s1,c1). Поскольку вариации переменных сравнительно малы, можно принять что связь между показателями линейна. Тогда

Следовательно, рост дохода в точке (30; 18) на 1 % вызывает увеличение расхода на потребление на 2,5 %.

Сопоставление коэффициентов Е^по различным благам в зависимости от дохода позволяет судить о степени насущности тех или иных благ. Если ^'>^для семей, однородных по всем признакам, то это означает, что при данном доходе достигнутая степень удовлетворения потребности в первом благе ниже, чем во втором. Естественно, что к первым относятся сравнительно менее необходимые предметы потребления. Таким образом, могут быть выделены группы потребительских благ аналогично тому, как это позволяет сделать анализ спроса (см. рис. 5.3).