Исторические условия возникновения психологии управления. Предмет и объект психологии управления. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Исторические условия возникновения психологии управления

Психология управления (ПУ) - отрасль психологии, которая изучает управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для её успешного осуществления Как область исследований психология управления сформировалась в недрах психологии труда и социальной психологии в XIX в. Как самостоятельная наука она оформилась в середине XX в. с развитием общей теории управления.

В первой половине XX в. оформились четыре школы управленческой деятельности, благодаря которым психология управления оформилась в самостоятельную науку:

1. Школа научной организации труда.

Основателем школы научного управления  считается Ф. Тейлор (книга «Принципы научного управления»). Главная идея  - управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

2. Административная школа.

Родоначальником административной школы управления  является А. Файоль. Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность. Принципы управления, сформулированные А. Файолем (книга «Основы менеджмента»): 1. Разделение труда 2. Дисциплина 3. Единоначалие 4. Единство руководства 5. Власть и ответственность 6. Подчинение частных интересов общим 7. Вознаграждение 8. Стабильность рабочего места для персонала 9. Инициатива 10. Порядок 11. Справедливость 12. Централизация 13. Скалярная цепь 14. Корпоративный дух


3. Школа «человеческих отношений».

В ее основу положены достижения психологии и социологии. Основатели школы «человеческих отношений»:  Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, М. Фоллиет. Основная идея  – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Создание этой школы связывается с «хоторнскими экспериментами». групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, обосновывают необходимость стимулирования не индивидов, а группы.

4. «Наука управления».

Современная школа управления – наука управления (количественный подход). Организация рассматривается как открытая система, состоящая из нескольких подсистем. Используются методы математического моделирования, исследование операций. В рамках науки управления выделяются несколько подходов.

·  Системный подход. Управление, ориентированное на комплексный подход к решению проблем организации.

·  Ситуационный подход(Ансофф). Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации.

·  Процессуальный подход – понимание управления как процесса – отражает понимание сложности и динамичности происходящих в организации процессов.

Основная тенденция современных теорий управления – повышение внимание к личности сотрудника.

2.  Предмет и объект психологии управления

Психология управления (ПУ) - отрасль психологии, которая изучает управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для её успешного осуществления.

Целью ПУ является обеспечение эффективной управленческой деятельности в любой организации.

Проблемы ПУ:

·  личность менеджера, вопросы его самосовершенствования и саморазвития

·  организация управленческой деятельности с точки зрения её психологической эффективности

·  коммуникативные умения менеджера

·  конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении

Объектом изучения ПУ являются люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления.

Предмет изучения ПУ - это психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования системы управлен6ия в организации.

Предмет ПУ делится на 4 области:

1. Психологические закономерности управленческой деятельности

2. Психологические закономерности руководителя как субъекта

3. Особенности взаимодействия руководителя с подчинёнными

4. Психологические закономерности управляемой подсистемы и его субъектов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
316 Kb
Скачали:
0