Денежная система России, страница 5

3) В принципе и для предприятий и организаций был установлен определенный лимит обмена. Сумма сдаваемых денег от различных ком­мерческих структур не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступив­шей в кассу на конец дня 25 июля. При этом сдача и обмен происхо­дили на основании акта, который обязаны были составить все предп­риятия и организации. В акте отражалась вся наличность, находящая­ся в кассе по состоянию на 26.07.93 г. К сдаваемой сумме в банк обмена прикладывался данный акт.

После начала проведения этих мероприятий Центральному Банку России предъявили ряд претензий.

1. Банк России не имел законного права этого делать. В после­дующем выяснилось, что согласно Закона "О денежной системе Рос­сии", Центральный банк имеет право изымать из оборота денежные ку­пюры, заменять их на новые.

2. Были ущемлены права населения. Президиум Верховного Совета РФ издал специальное постановление, где указал, что этим решением банк нарушил конституционные права граждан, особенно в части огра­ничения суммы обмена. Но банк приводил свои аргументы по необходи­мости ограничения сумм обмена и соблюдение интересов граждан. В июне 1993 г. средний доход на человека в России составлял 20 т.р., следовательно 35 т.р. - вполне достаточная сумма для подавляющего большинства населения. К тому же именно старых купюр на одного гражданина приходилось всего 8 т. руб.

3. Некоторые утверждали, что фактически была проведена денеж­ная реформа конфискационного типа. Но реально конфискации для большинства населения не было, т.к. до 100 т.р. деньги обменива­лись без ограничений свыше 100 т.р. можно было положить на депо­зитный счет под 100 %, что в условиях инфляции выгоднее, чем дер­жать деньги на руках, они в этом случае обесцениваются быстрее.

Но были ли отрицательные последствия? Конечно были:

1) Сбербанк не был подготовлен, не было достаточных запасов денежных знаков, особенно мелких. Ведь вначале предполагалось об­менять и купюры 1, 3, 5 и 10 руб. Их сдали предприятия, не стали выдавать населению. В результате, стало невозможно рассчитаться при проезде в городском транспорте, при мелких покупках. В магази­нах перестали сдавать сдачи мелкой купюрой.

В целом товарооборот стал осуществляться с перебоями. Впос­ледствии разрешили использовать в обороте мелкие купюры образца 1961-1992 гг. и эта проблема стала решаться.

Неоправданно пострадали и те, кто находился в пути, у них не брали денежные билеты старых образцов.

Конечно, безболезненнее можно было бы провести систему "мяг­кого" изъятия денег старых выпусков из обращения, т.е. постепенно через банки заменить одни виды купюр на другие (старые принимать, а выпускать новые). Однако, как отмечают работники Центрального банка, усилившийся "сброс" старых денежных знаков из-за российских рубежей заставил прибегнуть к более жесткому варианту обмена.

2) Был элемент очередного подрыва населения к деньгам. Бывший министр финансов Б. Федоров именно на это делал упор. И это верно, в определенной степени у населения было подорвано доверие к прави­тельству, к его денежной политике обращения.

Учитывая это, в 1998г., в период проведения деноминации, исключили всякие ограничения по сумме обмена, а также установили годичный срок такого обмена. Деноминация 19998г. в целом положительно сказалась на состоянии денежного обращения страны: облегчились расчеты, изменилось строение денежной массы: сократилось количество бумажных купюр (с 9 до 5) и увеличилось количество монет, что позволило более активно использовать автоматы и экономить на организации наличного денежного обращения (монеты служат значительно дольше).

5. Организация и регулирование денежного обращения.

Роль Центрального Банка РФ

В 1995г. Государственная Дума России принимает по су­ществу новый закон о центральном Банке РФ, где четко излагается организация денежной системы России и роль Центрального банка в этой организации.

В законе подчеркивается, что исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обра­щения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми ак­тивами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание пуб­ликуются в средствах массовой информации. Решения по выпуску новых билетов и об изъ­ятии старых согласовываются с правительством РФ. Период изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъ­ектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону не­действительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» разделил полномочия правительства и ЦБ в области изго­товления денежных знаков. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обя­занности:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации налич­ных денег для кредитных организаций;

- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтоже­ния;

- разработка порядка ведения кассовых операций в хозяйстве.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безна­личных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Вопросы регулирования денежного обращения рассматриваются и в широком и в узком смысле слова.