Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Микроэкономика" (Предмет и методы изучения микроэкономики. Факторы, влияющее на принятие инвестиционного решения)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Предмет и методы изучения микроэкономики.

М-ка  имеет дело с  экономич.  проц-ми,  происход-ми на ур-не предприятия, фирмы. Она анализирует экономич-е условия функц-ния фирмы, ее современные виды, параметры, условия и резервы обеспечения  эффективной работы. Изучает поведение работника на рынке труда и в трудовых отнош-х, проявл-тся особенности деят-ти  труда как в сфере пр-ва, так и в сфере общения,  коммерческой, торговой, фин-вой; рассм-ся специфика аграрно-производ. сферы,  рентные отношения.

В целом предметом  м-ки являются производ-е (эконом-е) р-сы предприятия, фирмы, способы их эффективного использования и обеспеч-я устойчивости доходов фирмы в разл-х рын-х моделях, в краткосрочном и долговременном периоде.

М-ка  дает знания о эконом-х процессах, происход-х на предприятии (фирме), мех-ме хозяйствования, в рын. среде; выработать навыки решения проблем,  оптимизации использ-я факторов  пр-ва и максимизации прибыли; вырабатывает понимание ограниченной взаимосвязи  предпр-я с нац. эк-кой и внешней средой – природной, соц-полит.,  экономич., информац., научно- технической.

В м-ке на первом месте хоз. субъекты, кот расходуют рес-сы и получают полезный рез-т  в виде мат. благ и услуг.

Эффект-ть Результат   max             Эффект-ть   Затраты     min

    пр-ва                 Затраты                                  пр-ва              Результат

Хозяйствовать  - действовать производ-но, рационал-но использовать р-сы, с целью получения максимально возможного объема необходимых благ.

Хоз-й субъект – эк.  лицо, кот организовывает пр-во и реализацию продукции, несет полный риск хозяйствования и ответ-ть  за его рез-ты. В качестве хозяйствующих субъектов признаются:

1)домашние хозяйства(отдельный чел-к, семья);  2) фирма, предприятие, ассоциация; 3) гос-во (орган управления).

М-ду субъектами в эк-ке устанавл-ся опред связи:

Овал: ЗаграницаБлок-схема: альтернативный процесс: ГосударствоБлок-схема: альтернативный процесс: БизнесБлок-схема: альтернативный процесс: Домохоз-во 

Также м-ка изучает проблемы рационального    потребления(покупателя) на рынке готовых товаров (услуг) с учетом его выбора, относительно ограниченности ден ср-в, кот он располагает.

Функции м-ки:

  1. Позновательная - развивает эк образование, дает объяснение эк практике.
  2. Теоретическую – системат-я эк категорий и з-нов. Разр-ка категориального аппарата.
  3. Методологическую – формир-е теорет. базы(понятий, принципов, з-нов) для конкретной эк дисциплин.
  4. Практическую – разраб-ка рекомендаций по оптим принятию решений, совершенст-ю форм хозяйства.
  5. Идеологическую – определение с-мы эк приоритетов, ценностей, форм-е эк мышления.

В м-ке используются различные методы познания:  позитивный(констатация тех или иных явл-й), нормативный(как должна работать эк-ка, чтобы быть эффект-й), индуктивный(м-д умозакл-й, основанный на обобщении фактов), дедуктивный(м-д рассуждения, с пом кот гипотезы проверяются реальными эк фактами), научное абстрагирование(мысленное отвлечение от несущественных сторон, св-в, явл-й), анализ(предполагает разделение изучаемого явл на отдельные эл-ты и  исследование каждого из этих эл-тов), синтез(предпол-т, что явл-е первоначально изучается как состоящее из разл-х частей, а затем исслед-ся все вместе), эксперимент и экономические реформы.

2.  Предприятие(п/п) как система и его взаимодействие с внешней средой.

Поскольку в центре м-ки предприятие(фирма), то это требует рассмотрения его как системы.

Системой может называться любой объект, имеющий в своем составе совок-ть взаимосвязанных и взаимодейст-х часте и эл-тов.  Любая с-ма дожна состоять по крайней мере из трех компонентов:

1.  Входа;

2.  Процесса;

3.  Выхода.

Матер., трудовые, информац. ресурсы

 

Производственный процесс

 

Готовая продукция

 
           ВХОД                     ПРОЦЕСС                   ВЫХОД

                                                                                                                                                     

                                                                                                      прямая  

                                                                                                                                                              

                                                                                                    обратная

Устройства управления

 
                                                                                                       связь

                                                                                                    

                                                              

Система может успешно выполнять свою задачу, если она имеет  регулируемое устройство. Это устр-во контролируя параметры системы на выходе и сравнивая их с заданными, должна воздействовать на вход сис-мы , т.о чтобы поддерживать ее в равновесии. В совю очередь предприятие может рассматриваться как сост. из  опреде-х кол-ва частей, подразделений, каждое из кот. имеет подчиненную роль и обладает опред системными свойствами.

П/п как система характеризуется   и соц структурой. Соц структура - это совокупность групп людей, опред проф состава, согласовано взаимодействующих в процессе выполнения. Функц-е отдельного п/п непосредственно связано и с внешней средой – природной, соц-полит., экономической, информационной и научно-технической.

Природа Беларуси харак-ся как зона рискованного земледелия и как пространство сравнительно бедное полезными ископаемыми(рудами черных металлов, угля, природного газа). Поэтому природные условия диктуют обществу необходимость интенсивного развития с/х  и предприятий перерабатывающей пром-сти – нематериалоемкой и неэнергоемкой, а наукоемкой; необходим возрастающий уровень образованности населения.

Социально-политическая среда    об-ва так или иначе определяет цель деят-ти  п/п, кот состоит в том, чтобы стимулировать выпуск продукции, нужной обществу. Эта среда должна обеспечить сочетание, согласование общих интересов и кол-ва предприятия. Политика может способствовать или сдерживать развитие

Похожие материалы

Информация о работе