Горно-геологическая и экономическая характеристика рудных месторождений, страница 9

Работа конвейеров определяется главным образом на­дежностью конвейерной ленты и роликов. Долговечность кон­вейерной ленты зависит от уровня динамических нагрузок, которые она испытывает в загрузочном пункте, то есть от размера кусков полезного ископаемого. Считается, что при перемещении рыхлых крупнокусковатых грузов срок службы лент с основой из синтетических тканей должен составлять не менее 5-6 лет, а с тросовой основой - 10 лет и более.

При перемещении скальных грузов, особенно крупно­кусковатых, срок службы лент намного меньше. Повышение долговечности конвейерных лент является наиболее важной задачей эффективности конвейерного транспорта, у

Угол наклона трассы ленточного конвейера зависит от силы сцеплений транспортируемого груза с конвейерной лен­той и от угла естественного откоса груза на движущейся ленте. На обычных конвейерах угол наклона трассы принимается до 18°.

Коэффициент резерва производительности конвейерных установок от 2,0 до 3,5. Практика подтверждает эффектив­ность применения ленточных и канатно-ленточных конвей­еров в наклонных стволах для выдачи по ним дробленой руды: <

- обеспечивается непрерывность и высокая производительность выдачи руды;

- мощность привода, расход электроэнергии и стоимость выдачи 1 т руды в несколько раз ниже, чем при выдаче того же ( количества руды другими средствами;

- прост и незначителен по площади комплекс поверхностных зданий и сооружений (отсутствует копер, надшахтные \ здания, корпус крупного дробления руды);

- при одинаковой производительности рудника сечение наклонного рудоподъемного конвейерного ствола меньше, чем вертикального.

Подвесные и монорельсовые дороги. Длина наклонных выработок, в которых действуют подвесные монорельсовые уста­новки, от 500 до 2000 м, а угол их наклона - от 10 до 27°. Мощность электроприводов - 200-400 кВт. В качестве транспор­тных сосудов используют подвесные саморазгружающиеся ваго­нетки грузоподъемностью 1 ;-4 т. Производительность транспор­тирования монорельсовых установок от 150 до 500 т/ч.

Руда перед загрузкой в подвесные вагонетки дробится в подземных дробильных установках до крупности от 25-50 до 150-200 мм.

Достоинства монорельсовых установок и наклонных вы­работок:

- удобство в эксплуатации, простота конструкции и безопасность транспортирования руды, а при необходимости -людей, оборудования и материалов в рудник и из него;

- незначительные затраты на изготовление, монтажные работы и эксплуатацию;

- легкость и быстрота монтажных и демонтажных работ;

- возможность применения в выработках, где эксплуати­руются конвейерные установки.

Самоходные средства транспортирования руды, грузов и доставки людей. Для перевозки руды и других грузов н подземных условиях применяют дизельные автосамосвалы и троллейвозы. На них устанавливают прочную кабину, которая предохраняет водителя от ударов отслаивающихся кусков породы из кровли камер и выработок.

Применение самоходных средств для выдачи руды и доставки в рудник грузов исключает необходимость других видов транспорта.

Погрузка отбитой руды в. самоходные транспортные сред­ства осуществляется погрузчиками ковшового типа, с загреба­ющими лапами и экскаваторами с емкостью ковша от 0,38 до 3,2 м3.

Длина транспортирования самоходными средствами от 500 до 2500 м, скорость движения по подземным выработкам от 6 до 18 км/ч. Угол наклонных стволов до 10°. В настоящее время целесообразная глубина вскрытия месторождения на­клонными стволами не более 300 м.

Сменную производительность автосамосвала или другого транспортного средства можно рассчитать по формуле

где tg^ - сменный пробег самоходного транспортного средства, км; q - грузоподъемность самоходного транспортного средст­ва; L - дальность транспортирования от забоя до пункта разгрузки, км.

Самоходные транспортные средства, используемые в на­клонных выработках, имеют следующие достоинства: просто­та технологии и организации работ; высокий экономический эффект разработки; небольшой поверхностный комплекс, так как нет необходимости в надшахтных зданиях и сооружениях;

удобная и быстрая доставка людей, оборудования, материалов в очистные и подготовительные забои и на поверхность; нет надобности в рудоперепускных выработках, так квк .самоход­ными средствами можно выдавать руду с каждого горизонта;

нет необходимости в сооружении и содержании рельсового пути и подвижного состава, околоствольных дворов, подзем­

ных дробильных установок и аккумулирующих емкостей, поэтому общее число рабочих невелико.

3.9. Выбор места заложения главного ствола

       Место заложения главного ствола определяется видом подземного транспорта, рельефом местности, влияющим на расположение подъездных путей и поверхностных сооруже­ний. Большое влияние оказывают физико-механические свой­ства горного массива, в толще которого прокладывается вскры­вающая выработка.

С целью эффективного использования подземного тран­спорта главные стволы стремятся расположить, возможно ближе к центру тяжести месторождения, то есть в такой точке, которая обеспечивает одинаковые расходы на перевозку руды с обоих, флангов шахтного поля. Это требование обычно совпа­дает с требованиями минимальных расходов на водоотлив, вентиляцию, поддержание выработок и перевозку людей к очистным забоям.

При выдержанной мощности рудного тела главный ствол следует закладывать по линии, делящей шахтное поле по простиранию на два равных крыла.

При неравномерном распределении запаса полезного ис­копаемого по линии простирания следует руководствоваться правилом, предложенным академиком Л.Д. Шевяковым.

Место заложения ствола шахты, отвечающее минималь­ной откатке, должно находиться против такого сосредоточен­ного груза g, который, будучи прибавлен ко всем другим. расположенным от него влево, дает сумму, большую суммы всех грузов, расположенных от него вправо и, будучи прибав­лен к правым грузам, дает сумму, большую суммы левых. Груз g, против которого следует расположить ствол шахты, должен удовлетворять двум неравенствам:

На рис.б приведено схема расположения грузов для