Расчет и нормирования точности зубчатой передачи (число зубьев шестерни - 25; число зубьев колеса - 60)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

норме полноты контакта и по кинематической точности назначаем степень такую же, как и по норме плавности, т.е. 9-ую.

1.2 Выбор вида сопряжения зубьев колес передачи

Вид сопряжения в передаче выбирается по величине гарантируемого бокового зазора.

Боковой зазор-это зазор, между нерабочими профилями зубьев который необходим для смазки комплексной погрешности при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурных деформаций.

Величину бокового зазора необходимую для размещения слоя смазки ориентировочно можно определить по зависимости:

;

Для тихоходной передачи (=0,5…3);

По рассчитанной величине =50 мкм в зависимости от величины среднего конусного расстояния и угла делительного конуса по таблице 13 ГОСТ 1758-81 выбираем вид сопряжения –D причем, выполняется условие:

.

Тогда обозначение зубчатого колеса будет иметь вид 9-9-9-D по ГОСТ 1758-81.

1.3 Выбор показателей для контроля зубчатого колеса

 


Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с () проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.

Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.

Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.

Нормы точности

Наименование и условное обозначение контролируемого параметра

Условное обозначение и численное значение допуска,

Наименование и модель прибора

1 Кинематическая

 допуск на радиальное биение зубчатого венца

90

Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061

2 Норма плавности

Fptr-отклонение шага

40

Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089

3 Норма полноты контакта

Суммарное пятно контакта

По высоте зубьев не менее 15%

По длине зубьев не менее 15%

Универсально контрольно обкатный станок

4 Норма бокового зазора

Ecs-наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса

Допуск на среднюю постоянную хорду зуба

32мкм

110мкм

Зубомер хордовый

МЗ-100

Толщина зуба по постоянной хорде

Sc=1.387m=1.387*5=6,935мм

Высота от окружности выступов до постоянной хорды

hc=0.7476m=0.7476*5=3,738мм

Допуск на радиальное биение поверхности вершин

 


Fda=0.1m=0.1*5=0.5мм

Допуск на торцовое биение

FТ=Fтаблd/100=0.024*299,88/100=0.072мм

2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений

 


2.1Расчет и выбор посадок разъемного неподвижного соединения дополнительным креплением

Исходные данные:

Точность зубчатого колеса 9-9-9-D ГОСТ 1758-81;

Номинальный диаметр соединения ;

Ширина шпоночного паза ;

Число зубьев колеса ;

Модуль ;

Допуск на радиальное биение зубчатого венца ;

Соединение зубчатого колеса с валом редуктора дополнительным креплением при помощи шпонки является разъемным, неподвижным соединением, образованной к переходной посадке. Расчет разъемных соединений образованных переходными посадками производится исходя из условий:

1-обеспечение высокой точности центрирования зубчатого колеса на валу;

2 обеспечение легкой сборки и разборки соединений.

Сочетание этих двух условий возможно лишь при небольших натягах или зазорах в соединениях.

Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничение динамических нагрузок и т.д. Известно, что наличие зазора в сопряжении вызванного за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса определяющего кинематическую точность.

В этом случаи наибольший допускаемый зазор обеспечивающий первое условие может быть определен по формуле:

.

где -коэффициент запаса точности, принимаем ,допуск радиального биения зубчатого колеса

.

Возможный наибольший натяг в соединении рассчитываем по формуле:

;

где аргумент функции Лапласа, который определяется по его значению ;

 


где вероятность получения зазора в соединении при девятой степени точности по кинематической норме точности , тогда . По таблице [4] находим :

.

По номинальному значению соединения ,,, по ГОСТ 25347-82 выбираем переходную посадку

Ø100.

Параметры выбранной посадки не превышают расчетных т.е.

 


.

Причем выполняются требования ГОСТа по соответствующей степени точности зубчатого колеса, точности отверстия (таблица 2.2 ст. 17[3].

Для обеспечения подвижности зубчатого колеса с валом применяется призматическая шпонка. Работа способность шпоночного соединения определяется точностями

Похожие материалы

Информация о работе