Понятие и типы экономических систем. Ограниченность ресурсов. Экономическая система общества. Структура и функции рынка. Рыночное равновесие и равновесная цена, страница 6

В процессе производства происходит потребление ресурсов. М/у объемом производства и количеством потребляемых ресурсов существует функциональная зависимость:

Q=f(T,K,M)

Производственная функция как правило для данной или определенной технологии. Всякое изменение технологии, новые методы, отражается новой технологической функцией. Свойства ТФ:

1. существует предел для увеличения объемов производства, который может быть достигнут за счет увеличения одного ресурса при прочих равных условиях затрат других ресурсов.

2. существует определенный взаимозаменяемых ресурсов производства, которые не снижают объемов производства.

3. равнозначное участие постоянных и переменных факторов в процессе производства.

16. Производство с одним переменным (СР, СРП,ПП).

Использование теории взаимозаменяемости факторов производства дает возможность товаропроизводителям делать выбор. Но в реальной жизни конкретного предпринимателя всегда интересует вопрос каким будет выход продукции, если вовлечено дополнительное количество ресурсов.

Определенный уровень развития производства при неизменном количестве остальных ведет к убывающей отдаче отэтого ресурса. Предел, когда наступает убывающая отдача ресурса, можно определить с помощью совокупного (общего) продукта, среднего и предельного продукта.

Общий продукт представляет собой общее количество произведенного продукта в натуральном выражении и который возрастает по мере увеличения использования одного переменного фактора при неизменных других факторах производства.

Средний продукт может быть получен как результат сопоставления совокупного продукта с одним из факторов производства.

Производительность труда выражается в следующих показателях:

- выработка;

- затраты рабочего времени на единицу продукции;

- капитал. 

17. Производство с двумя переменными. Виды эффектов масштабов производства.

При производстве продукции ее объем может быть получен при различном сочетании факторов производства, т.е. соотношение м/у трудом и капиталом.

Замещение одного фактора производства другим сказывается на предлагаемых продуктах обоих факторов. Затраты факторов производства находится в обратной зависимости с их предельными продуктами. Из этого следует: предельная норма технологического замещения факторов производства в любой точке изоквант равна частному отделению предельного продукта на предельный продукт капитала.

Уменьшение ПНТЗ факторов производства обусловлено действием двойного эффекта. Увеличение ПНТЗ обусловлено уменьшением труда.

ПНТЗ (увеличение) тесным образом связано с прогрессивным методом обработки предметов труда, повышение квалификации кадров – все это отражается в ???

3) уменьшение затрат на производство продукции факторов производства;

4) зависимость от характера изменение объема выпуска продукции.

При изменении затрат производства различают:

1.положительный эффект (увеличивающийся) – предельный продукт связан с отдачей факторов производства;

2.постоянный (неизменный) – при уменьшении вовлекаемых факторов производства при постоянном сохранении норм технологии – объем производства не растет.

23.Совершенная конкуренция.

Рынок, который характеризуется отношениями м/у продавцами и покупателями, имеет различные формы этих отношений, т.е. различают несколько типов рынка:

1.чистая конкуренция – совершенный рынок;

2. рынок не совершенной конкуренции, который представлен монополистической конкуренцией и олигополистическим рынком.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется тем, что когда много мелких продавцов и покупателей, продаваемый продукт однороден у всех производителей и продавцов, невозможностью контроля участников рынка над ценой и объемом купли продажи, полная свобода «входа и выхода» на рынке, и такой рынок представляет идеальную структуру рынка.

На рынке продавцы и производители, стремятся получить max прибыли, вступают в борьбу м/у собой, которая называется конкуренцией.

Конкуренция бывает:

- товарная;

- ценовая;

- стимулирующая рынок сбыта.