Трудовой потенциал и социально-трудовые отношения. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел первый

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава первая ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

1.1. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория

1.2. Формирование трудовых ресурсов

1.3. Использование трудовых ресурсов. Трудовой потенциал общества

Производство материальных благ и услуг предполагает два необходимых компонента: материальные ресурсы (сырье, оборудование и т.п.), с одной стороны, и человеческие ресурсы, т.е. работников с профессиональными навыками и знаниями, — с другой. В таком понимании человеческие ресурсы как часть населения страны выступают как фактор экономического развития наравне с материальными ресурсами. Однако между этими факторами есть принципиальная разница.

Человеческие ресурсы —- это люди, которые не только создают, но и потребляют материальные блага и услуги. Люди же далеко не одинаковы в своих материальных и духовных потребностях. Обусловлено это полом, возрастом, здоровьем, семейным положением, образованностью, и многими другими социальными, психофизиологическими качествами, из-за чего один человек непохож на другого.

В трудовой сфере реализуются важные, но далеко не все запросы людей. Поэтому, чтобы эффективно использовать труд, весьма важно помнить о запросах человека как личности. Другими словами, успешное развитие экономики предполагает, чтобы во всем, что делается на пользу эффективного функционирования сложного хозяйственного механизма, соблюдались интересы человека и экономики. Не случайно во всем мире примерно с начала 70-х гг. нынешнего столетия все больше утверждается идея так называемой гуманизации экономики. Смысл идеи заключается в том, что во взаимодействии двух упоминавшихся факторов акцент перемещается на человека. Это естественно, поскольку необычайно быстро стали возвышаться потребности людей, возрастать в производстве материальных благ и услуг роль знаний, интеллектуального потенциала общества вообще, углубляться избирательность многообразных видов производственной и непроизводственной деятельности к личным качествам, способностям работника. К примеру, чтобы стать хорошим хирургом, одного медицинского диплома мало. Нужно иметь еще и человеческие свойства, наиболее отвечающие функциям, выполняемым этим специалистом.

24

В условиях, когда экономика реформируется на рыночных началах, особенно важно согласовывать все, что предпринимается на этом пути, с запросами и судьбами людей.

Немаловажно и другое — постоянная адаптация людей к новым явлениям экономического развития.

Однако экономическая наука, статистический учет, государственное регулирование экономики оперируют утвердившимися во времена планирования в Советском Союзе категориями “трудовые ресурсы”, “трудовой потенциал общества”, а не понятием “человеческие ресурсы”

Эта глава посвящена той части населения, которая как реальные или потенциальные работники составляет главный элемент социально-трудовых отношений.

Свою задачу мы видим в том, чтобы, во-первых, раскрыть понятия “трудовые ресурсы” и “трудовой потенциал” как конкретное выражение человеческих ресурсов. В нашем поле зрения будут также и другие используемые в литературе понятия, воплощающие человеческие ресурсы.

Во-вторых, мы рассмотрим, как формируются трудовые ресурсы и трудовой потенциал в зависимости от демографических и социально-экономических факторов.

В-третьих, мы считаем важным объяснить, что понимается под использованием трудовых ресурсов и соответственно трудового потенциала.

В-четвертых, мы покажем, почему необходимо и актуально в условиях нашей страны изучать формирование и использование трудовых ресурсов и трудового потенциала в региональном (территориальном) разрезе

И, наконец, в-пятых, будет показано, как отражается на формировании

Похожие материалы

Информация о работе