Регулирование рынка труда. Выбор стратегии регулирования рынка труда. Институциональная поддержка политики на рынке труда

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рабочих мест и проектом региональной, индустриальной занятости и занятости пожилых. При этом правительство заявило, что целью его деятельности и японского общества также является улучшение самой среды занятости (employment environment) путем сокращения рабочего времени, улучшения благосостояния рабочих, улучшения условий и безопасности труда, расширения средне- и долговременной занятости, т.е. уже достаточно широко известного в мире японского явления, которое у нас называется пожизненным наймом работника.

Шестой план, завершившийся в 1992 финансовом году, повысил верхнюю планку безработицы до 2,5%, но даже эта “огромная” по японским меркам цифра выглядит совершенно респектабельной для практически любой страны ОЭСР, как, впрочем, и для нашей тоже, если учитывать всех бросивших работу и устраивающихся на новое место самостоятельно. Япония является такой своеобразной (мы имеем в виду лишь область занятости) страной, где рост безработицы даже на доли процента вызывает самую серьезную озабоченность правительства и по поводу таких колебаний динамики оно проводит специальные экстренные заседания.

Седьмой, ныне действующий план, прогнозирует изменения занятости, предстоящие в XXI в. Новые планы и программы занятости построены на новых идеях, например, что рабочие должны быть ответственны за свои семьи так же, как и за свою работу, а каждый работник имеет свою индивидуальную ценность. Планируется достигнуть более высокого качества жизни при более высоком качестве структуры занятости и при уровне безработицы, не превышающем 2,25% в 1996 году. В качестве иллюстрации дано краткое описание каждого из семи планов, подготовленное Министерством труда Японии.

Для представления о месте и роли планов и программ по регулированию занятости приведем некоторые числовые примеры. В 1993 финансовом году (с 1 марта по 1 марта) бюджет администрации по обеспечению

200

занятости составлял 3 093,2 млрд иен или 27,6 млрд дол. США; разумеется, львиная доля этих денег идет на программы, а не на зарплату чиновников. При этом число сотрудников государственных бюро по обеспечению занятости, т.е. тех, кто непосредственно занимается внедрением программ в 47 префектурах Японии, составляло по типам программ:

общие вопросы, менеджмент и исследования — 2700 сотрудников, страховые пособия — 3400, заказы на работу — 2000, услуги по трудоустройству — 4000, прочие услуги (например, работа с поденными рабочими. работниками доков и т.д.) — 630. Всех 13000 штатных региональных сотрудников отличает очень высокий уровень образования и при приеме на работу они сдают специальный экзамен, так как работают с деликатными человеческими проблемами.

Япония не является страной с самыми крупными расходами на активную политику на рынке труда по их доле в ВНП, напротив, она наряду с Швейцарией замыкает список развитых стран, а странами с максимальными расходами, превышающими 1% ВНП, являются Швеция. Ирландия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Германия.

Анализу основных тенденций в занятости и всех сопутствующих и побочных изменений огромное внимание уделяют ОЭСР и Совет Европы. Последний проводит ежегодные конференции “Занятость в Европе”, так называемые недели содействия занятости, а директорат по занятости, индустриальным отношениям и социальным вопросам по итогам этих конференций выпускает ежегодные доклады, из которых можно почерпнуть практически все данные.

ОЭСР также систематически наблюдает за ходом выполнения программ занятости и расходованием средств по этим программам. В 1993 г. особое внимание было уделено проблеме централизованных и децентрализованных элементов программ, соответствию средств, выделяемых из центра, и местных потребностей в них, взаимодействию различных уровней управления политикой занятости.

Прежде чем перейти к описанию общих черт программ стран ОЭСР. остановимся на основных принципах формирования бюджета программ развития рынка труда и программ занятости в ведущей стране этой группы — США. Проще всего это сделать путем сопоставления с наиболее отличающейся системой в Германии.

Госслужба занятости в США не имеет отношения ко всем программам активной политики на рынке труда и даже находится в конкурентных отношениях с частными фирмами и госслужбами трудоустройства выпускников колледжей. Субсидии отраслям не практикуются, а основной упор делается на пассивную меру — обеспечение увольняемых пособиями. В Германии же политика занятости предусматривает создание новых рабочих мест в отраслях с наиболее высоким уровнем безработицы.

Исследователи объясняют неудачи большого количества программ занятости в США раздробленностью функций регулирования рынка труда между различными комиссиями и комитетами, в то время как в Германии многочисленные социально-трудовые функции централизованы

201

в руках сильного министерства труда. В финансировании программ в США происходили значительные перемены в зависимости от политики, проводимой правительством в целом, хотя, как правило, финансирование определяется уровнем финансирования предыдущего года, а дополнительные изменения всегда связаны с характером налоговой дисциплины, 1960-е и 1970-е гг. характеризовались большей ролью не налоговых, а других факторов

Похожие материалы

Информация о работе