Социально-трудовые отношения в переходной экономике. Формирование и регулирование системы социально-трудовых отношений в условиях переходной экономики России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Например, показателем уровня жизни может служить прожиточный минимум, а состояния занятости в регионе — уровень безработицы, в том числе уровень его “кризисности”, т.е допустимый уровень безработицы на данной территории. Социальные нормативы также служат критериями достижения поставленных в программах целей или их исходной базой.

Социальные нормативы., или индикаторы, выполняют важную аналитически-прогнозную функцию во всех промышленно развитых странах в течение последних четырех десятилетий; при этом по рекомендации ООН они внедряются по мере возможности и в развивающихся странах.

В нашей стране попытки использования социальных нормативов в планировании и прогнозировании экономического развития стали предприниматься с 1988 г., когда специальным решением правительства началась их разработка. Позднее по времени и нс слишком успешное по результатам внедрение этих показателей связано прежде всего со спецификой отечественной статистики, не только значительно отставшей от принятых международных стандартов, но и обосновывавшей наше отставание собственной концепцией. В настоящее время российская статистика ориентируется на международные социальные нормативы. Наиболее полная система социальных индикаторов (СИ) разработана для стран ОЭСР и охватывает 9 социальных направлений. Из них к социально-трудовым имеют прямое или косвенное отношение следующие: род занятий и качество труда, доходы и потребление, окружающая среда (в части производственной среды), социальное обеспечение, социальное равенство и мобильность.

Приведем несколько наиболее важных примеров практического использования социальных индикаторов в регулировании социально-трудовых отношении.

Потребительская корзина в системе СИ имеет две разновидности, это корзина весов, рассчитываемая для измерения динамики потребитель72

ских цен, и минимальная потребительская корзина, служащая для измерения прожиточного минимума, которая обычно рассчитывается государственными органами и официально утверждается. Но во многих странах их параллельно рассчитывают профсоюзные организации, что позволяет им при заключении тарифных соглашений и решений других вопросов, особенно спорных, чувствовать себя более уверенными. В любом случае данные об этих СИ, кем бы они не рассчитывались (в ряде стран это исследовательские организации) являются важным элементом в переговорах и в соглашениях между работодателями и трудящимися. Например, корзина для расчета индексов цен на потребительские товары и услуги (корзина весов) позволяет прогнозировать динамику цен на предстоящий год и предусматривать соответствующее повышение оплаты труда в коллективных договорах. В тех странах, где индексация оплаты труда не применяется (большинство индустриально развитых стран) или даже запрещена законом (Германия), эта корзина рассчитывается только официальной статистикой и ее данные вполне устраивают всех участников социально-трудовых отношений. В тех странах, где действует закон об индексации (Италия), профсоюзы рассчитывают альтернативную корзину и сами отслеживают динамику цен, что является очень дорогостоящим делом.

Минимальная потребительская корзина как социальный индикатор применяется для определения нижней границы малообеспеченности, абсолютного числа бедных людей, находящихся за этой гранью, определения получателей минимального гарантированного дохода (МГД), а также для определения объективной основы для расчета минимальной заработной платы, минимальной пенсии, некоторых видов минимальных социальных выплат.

Так, в Японии все 47 префектур имеют собственный уровень минимальной заработной платы, устанавливаемый ежегодно с учетом минимальной корзины для данной префектуры и на основе переговоров трех независимых сторон, предпринимателей, объединения лиц наемного труда и представителей общественности. В том случае, если они не смогут прийти к взаимному согласию, на текущий год уровень минимальной зарплаты остается на уровне предыдущего года. Такие “специфические” правила социально-трудовых отношений заведомо заставляют субъектов этих отношений идти на компромиссы.

В нашей стране расчет минимальной корзины начался на официальной и, главное, систематической основе лишь в конце 1980-х гг., поэтому ни официальные, ни статистические органы не располагают достаточно представительными динамическими рядами, позволяющими делать прогнозы; кроме того, практически отсутствуют достоверные данные о корзинах на региональном уровне. Корзины же, еженедельно публикуемые в настоящее время органами статистики в связи с инфляцией, охватившей нашу экономику, относятся только к продовольственной части этого СИ, части безусловно важной, но далеко не единственной. Кстати, доля продовольствия в потребительской корзине также четко ранжирует страны по уровню развития. Так, в индустриально развитых

73

странах доля затрат на продовольствие в общих расходах семьи (корзина для семьи) никак не может превышать одну треть всех расходов.

Минимальный гарантированный доход (МГД), казалось бы, не имеет касательства к трудовым отношениям. Он называется гарантированным, поскольку гарантируется всем семьям и членам общества, как правило, независимо от их участия в труде, и выступает в виде дополнительного пособия. Впервые МГД был введен в Дании (1933 г.) и Англии (1948 г.) под явным влиянием идей Дж. Кейнса. Особенно широкое распространение он получил в 60-е гг. в связи с так называемым феноменом “новых бедных”. Рассчитывается величина МГД двумя путями, или с помощью описанной корзины, набор товаров в которой ориентирован на воспроизводство минимального уровня жизни индивида, или как процент от законодательно установленной зарплаты.

Безусловно важное место занимают социальные индикаторы, отражающие

Похожие материалы

Информация о работе