Система и метод Гегеля. Психоанализ и философия. Экзистенциальная философия. Иррационалистическая философия Ф.Ницше

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

№20.  Система и метод Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) - крупнейший нем.ф-ф. в оснве его философской системы учение о тождестве объекта и субъекта. Первая значит работа - «Феноменология духа». Осн. разделы ф-кой системы Г: логика, ф-ия природы и ф-ия духа, к последней примыкает ф-ия права, истории, эстетика, ф-ия религии, история ф-ии.

Логика - важнейшая и исходная часть гегел-ской системы, т.к. она рассматривает абсолютную идею (АИ) (свою филос-ую систему Г. назвал абс.идеализмом, он связан со стремлением Г. охватить весь природный и духоный мир единым понятием). Это и есть АИ - это субстанция ,кот.сост-т сущность и первооснову всех вещей; АИ это первоначало или субстанция всего существующего.

Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа», мир.истории раскрывается на основе саморазвития АИ - это суюстанция мира, универсум во всей его полноте, она существует вечно и содержит в свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. Саморазвиваясь, АИ проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного (общих определений) к конкретному (к определениям, обогащенным конкретным содержанием):

1 этап - логика - научно-теоретич.осознание АИ, через логику АИ раскр-ся в виде системы категорий (бытия, небытия, кач-ва, кол-ва).

2 этап - природа - это вспомогательное ср-во. Превращаясь в природу, АИ опредмечивает себя и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей. По Г., Бог создает природу, чтобы из нее возник человек, а вместе с ним и чел-кий дух.

3 этап - человек (субъективный дух) - он рассматривается на 3-х уровнях, антропология (раскрывает душу как чувствующую субстанцию); феноменология (превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум), психология (показ-т теоретич. и практич. способности духа)

4 этап - человек (объективный дух) - сфера социальной жизн, об-во.

Высшей формой самореализации АИ явл-ся абсолютный дух (совокупная духовная деят-ть чел-ва на протяжении всей мировой истории). Абсолютный дух и АИ не совсем одно и то же: идея - субстанция, чистая всеобщность; дух - та же идея, но в ее реальном выражении в виде разл форм интеллектуальной деят-ти людей

Т.о. движение АИ, а следов-но, и всего предметного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в круг. У Г получается, что высшей формой и концом развития АИ явл-ся фил-кая система самого Г. Отныне восходящее движение прекращается, все идет по кругу.

В определенном противоречии с системой нах-ся диалектический метод Г. Диалект. метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Диалектика как метод сущ-ла до Г. (Сократ. Софисты, Гераклит и тд), но только Г придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Диалектика, по Г., - движущая душа истинного познания, это принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Г дал дилект анализ всех важнейших категорий ф-ии и сформулировал 3 осн закона: закон перехода количественных изменений в качественные: кач-во - это внутр.определенность предмета, явления .кот.хар-т его в целом; кол-во - внешняя для бытия определенность. Всеобщая форма перехода от одного кач-го состояния в др. - скачок – состояние борьбы нового со старым.

Закон взаимопроникновения противоположностей - т.е. основой всякого развития явл-ся борьба противоположных сторон.

Отрицание отрицания - это по Г. общий реультат и направленность процесса развития. Отрицание - единство 3-х моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового

Отрицание отрицания вкл-т эти 3 момента и хар-ся цикличностью развития. Эту цикличность Г. связывал с прохождением 3-х стадий: утверждение - тезис, отрицание этого утверждения - антитезис, отрицание отрицания, снятие противоположностей - синтез.

Процесс развития носит поступательный хар-р. Это не прямая, а восходящая линия, обязательно вкл-щая в себя возврат к «якобы старому», но на новом, более высоком уровне - по спирали.

Кроме того, диалект. Метод Г. вкл-т в себя также принципы анализа действительности (восхождение от абстр.к конкр., соответствие историч.и логич. др.). Это наследие вошло в сокровищницу ф-ской мысли

№12. Эпоха Возрождения

№12. Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс. - философия 15-I8 веков. Представители: Н. Кузанский, Дж. Бруно и др. В трактуется как возрождение античной науки и искусства, но нельзя

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
161 Kb
Скачали:
0