Исторические формы диалектики, материалистическая и идеалистическая диалектика. Особенности гегелевской диалектики и ее роль в формировании нового материализма, страница 2

Д-ка в ф-ии Г становится судьбой мира. Свою ф-фию Г противопоставил антид-ким взглядам, которые он обозначил как метафизические (второй смысл слова «метафизика»; в первом она есть синоним ф-фии). Г-ль – объективный идеалист. Бог в его ф-фии есть д-ки саморазвивающаяся реальность, с необходимостью двигающаяся от чистого бытия (кроме которого ничего нет, но которое в то же время и поэтому есть и абсолютное ничто, поскольку определить значит отрицать, т.е. все определяется через сравнение, а бытие=всему, кроме него ничего нет и его нельзя определить), через самодифференциацию, к становлению субъектом (что предполагает и существование объекта, поскольку без объекта нет субъекта). Следовательно, с той же необходимостью возникает и земной мир, как зеркало для отражения специфики бога. Д-кой пронизана вся история и жизнь людей. Существует внутренний смысл истории. Общество проходит ряд этапов на пути к свободе (=познанной необходимости), возможной только в рамках государства. Все сферы общественной жизни (семья, право, мораль, религия) объясняются из этого поступательного развития (т.е. они проходят последовательные стадии развития). История ф-фии, которая до этого времени казалась конгломератом оригинальных учений, тоже показала свою связность и цель: понять поступательное развитие Бога, мира, мысли. По Г-лю к сер. 19 в. процесс развития был завершен: бог в его ф-фии познал себя. Идеалом общественной жизни является прусская монархия, сословное деление общества. В мире уже не будет происходит ничего принципиально нового, хотя движение не прекратится (змея кусает свой хвост). Бог по Г-лю есть чистое мышление, мышлением пронизано все вокруг – именно поэтому Г-ля называют панлогистом.

Многие указали на противоречие у Г между методом и системой. С одной стороны, все развивалось, с другой - все уже свершилось. В дальнейшем происходят очевидные и прогрессивные изменения в обществе (всеобщее избирательное право), открывается д-ка природы, что Г отрицал. Все это позволяло прийти к следующим выводам. 1. Самое ценное у Г - д-ка, метод, а не система, завершенность. 2. Д-ка мира говорит не о д-ке бога, а о д-ке мира (на которую в это время вышло и естествознание, например, Дарвин).. Третья форма д-ки, диалектический материализм, вырос на этих выводах. Д-кий материализм соединил материализм и д-ку, опиратся на науку, и считает, что этот синтез показывает свою продуктивность до дня сегодняшнего.

Другое дело, что сейчас обнаружили многие моменты, которые не делали честь прошлым отечественным использованиям д-ки. Считается, что чрезмерный акцент на развитие привел к скептическому отношению к формальной логике (именно в это время она была выведена из системы общего образования), тем самым был ослаблен логический потенциал отечественной высшей школы и, вообще, культуры. А идеализация тогдашнего строя не позволяла использовать д-ку в понимании и решении острых и насущих вопросов.

Вопр 9. Истор. формы д, материа-кая и идеал-кая д. Особенности гегелевской д-ки и ее роль в формировании нового материал-ма.

Сокращения: д.; Г-т – Гераклит; Г-ль – Гегель; НКФ – немецкая классическая ф-фия.

Начало д теряется в мифе, где находим 1) оппозиционность(правое-левое, Солнце-Луна), 2) взаимосвязь, взаимопереходы (свеча и зеркала, Протей), 3) амбивалентность (тотемизм предполагал и поклонение, и умерщвление животного-тотема; в слове «судьба» слышится и «горе», и «счастье»; «любовь» – «это не трудно (не легко), это по любви»).

В области теоретической д выделяют три ее этапа/формы. Первая - античная д. Два ее источника