Экономическая оценка эффективности мероприятий по реформированию предприятий вагонного хозяйства железнодорожного транспорта в современных условиях

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Содержание работы

3. Экономическая оценка эффективности мероприятий по реформированию предприятий вагонного хозяйства железнодорожного транспорта в современных условиях

3.1. Современные методы экономической оценки эффективности инновационных проектов в вагонном хозяйстве

Под инвестициями, направляемыми на разработку и внедрение инновационных программ и проектов (инноваций), понимаются единовременные затраты, необходимые для создания и использования инноваций вне зависимости от источников финансирования.

В состав этих единовременных затрат следует включать инвестиции на:

-  научно-исследовательские, экспериментальные, проектно-конструкторские, технологические и т.п. работы;

-  освоение, производство, доработку опытных образцов, технологий, изготовление моделей и макетов средств труда;

-  приобретение, доставку, монтаж, наладку и освоение соответствующих технических средств и новшеств;

-  строительство, реконструкцию, усиление зданий, сооружений, других групп и видов основных фондов, связанных с внедрением инновационных проектов и программ;

-  пополнение, если требуется, оборотных средств;

-  предотвращение негативных социальных и экологических последствий;

-  развитие и создание социальной инфраструктуры.

На стадии массового производства и потребления инноваций в состав инвестиций должны включатся  все единовременные затраты, связанные с производством, приобретением и функционированием соответствующих технических средств, технологий и т.п.

По характеру связи с инновационными программами и проектами необходимо различать:

-  прямые инвестиции, непосредственно связанные с осуществлением предлагаемых (оцениваемых) инновационных мероприятий;

-  сопутствующие инвестиции в объекты, технические устройства и другие группы основных фондов, на которые данные мероприятия и программа оказывают влияние;

-  сопряженные инвестиции в отрасли, которые обеспечивают реализацию рассматриваемых инноваций элементами основных фондов и оборотных средств.

С учетом специфики видовой структуры основных фондов железнодорожного транспорта, инвестиции важно подразделять на следующие две группы:

-  в постоянные сооружения (устройства);

-  в подвижной состав и другое оборудование, не входящее в сметную стоимость объектов.

При оценке общественной эффективности инновационных программ и проектов должны учитываться прямые, сопутствующие и сопряженные единовременные затраты.

При оценке коммерческой эффективности инновационных программ и проектов необходимо учитывать единовременные затраты, которые возникают только у субъекта, реализующего соответствующие инновации (для отрасли – затраты железнодорожного транспорта, для дороги – затраты железной дороги, для предприятия – затраты предприятия).

На разных стадиях проведения расчетов эффективности инновационных программ и проектов используются различные источники информация и методы определения инвестиций.

При проведении расчетов эффективности инвестиций могут быть использованы различные технико-экономические показатели (ТЭП), укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС),  нормативы и показатели удельных капитальных вложений (на единицу мощности, работы,  площади и т.п.). На разных стадиях расчетов также может использоваться метод структурной подетально-узловой аналогии, метод регрессионного анализа,  экспертные оценки и другие.

На последующих стадиях расчеты должны базироваться на технической и проектно-сметной документации, установлении (прогнозировании) договорных цен, подробном калькулировании затрат, установлении затрат на основе использования зависимостей цены (себестоимости производства тех или иных технических средств, устройств и других инноваций) от масштабов производства, мощности, конструктивных эксплутационных особенностей и других факторов.

В условиях рыночной экономики стоимость новой техники (узлов, агрегатов и т.п.), новых технологий может быть определена также на основе оценки изменения ее потребительских свойств по сравнению с аналогом, в качестве которого могут выступать наиболее экономичные отечественные и зарубежные технические средства, материалы, технологии и т.п.

При определении инвестиций в подвижной состав они устанавливаются на основе потребности подвижного состава на единицу транспортной работы, объемов этой работы и ценам на соответствующие транспортные средства. Средние цены подвижного состава могут приниматься по отчетным данным. В условиях регулярного проведения переоценок основных фондов железнодорожного транспорта можно использовать данные о средней балансовой восстановительной стоимости того или иного типа и вида подвижного состава.

На основе показателей производительности путевых и погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, объемов выполняемых ими работ и цен на эти технические средства.

В ряде случаев (например, в ремонтном производстве) объем инвестиций может устанавливаться на основе табелей оснащения предприятий тем или иным оборудованием, техническими устройствами (другими элементами основных фондов) и стоимости этих единиц технических средств.

          Сопряженные инвестиции следует рассчитывать лишь в случаях, когда инновация оказывает существенное влияние на развитие сопряженных отраслей. Они могут устанавливаться на основе годовых приростов в потребности материалов, топливно-энергетических ресурсов, элементов основных фондов и соответствующих нормативов и норм удельных капитальных вложений (среднеотраслевых) на их производство.

        В необходимых случаях в сфере строительного производства должны учитываться инвестиции в развитии производственной базы строительства.

       Основными исходными данными для определения текущих расходов по инновационным программам и проектам их служат технические параметры и эксплутационные показатели.

       Для орудия труда, применяемых на железнодорожном  транспорте (вагонов, локомотивов, путевых машин и механизмов, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов), в качестве важнейших нормативных параметров и показателей выступают мощность, надёжность (ремонтопригодность, долговечность), продолжительность и структура ремонтного цикла (по видам и типам ремонтов), производительность, энергоёмкость и материалоёмкость, тара и грузоподъёмность вагонов, удельный объём кузова вагона, контейнера, полная нагрузка и другие.

       Если инновационные проекты и программы рассматривают и решают задачи связанные с технологическими процессами работы станций (сортировочных, грузовых, пассажирских), то основными показателями, для определения текущих затрат выступают: время нахождения вагонов на станции (в целом и под конкретными технологическими операциями), затраты маневровых средств на выполняемый объём работ, численность контингента и его структура по  отраслям транспорта, профессиям и другие.

       Необходимый набор натуральных показателей и параметров в каждом конкретном случае определяется в зависимости от особенностей технических средств (их назначение, цели, которые должны быть в конечном итоге достигнуты), стадии и этапов проработки инновационных программ и проектов, длительности расчетного периода и других факторов.

       Набор натуральных параметров и показателей должен обеспечить наиболее полное установление как преимуществ так и недостатков оцениваемых программ и проектов и тем самым позволяет достоверно определять затраты и результаты.

Похожие материалы

Информация о работе