Расчет размерных цепей для оценки обеспечения точности замыкающих звеньев с использованием теории графов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание:

1. Цель работы

2.Анализ конструкции редуктора

3 Анализ базирования деталей редуктора

4. Определение - замыкающих звеньев изделия

5. Построение графа в осевом направлении

6. Построение графа в радиальном направлении

7. Автоматизированный рас чет линейных размерных цепей

8. Автоматизированный расчет несоосностей вероятностным методом.

9. Выводы

1. Цель работы.

Решить комплекс вопросов, связанных с анализом сборочной структуры. Построить и рассчитать размерные цепи для оценки обеспечения точности замыкающих звеньев с использованием теории графов.

Исходные данные: сборочный чертеж редуктора (рис. 1).

2. Анализ конструкции редуктора (см. рис. 1).

Редуктор представляет собой: корпус (поз. 7) и коническую передачу с системой валов. В корпусе установлены четыре крышки (поз. 5,6,9 и 16). Пустотелый вал (3), на котором закреплены коническая шестерня (15) и лимб (9), установлен в подшипниках (1 и 2), между которыми расположены распорные кольца (17 и 18). На валу (8), установленному в пустотелом вале, закреплен лимб (10). Фрикционная шайба (20), установленная межу лимбами (9 и 20), передает вращение от пустотелого (3) к валу (8). Вал (12), на котором закреплены коническая шестерня (14), с помощью пробки (21), и зубчатое колесо (13), вращается в подшипнике (11)

3. Анализ базирования деталей редуктора.

Любое изделие, как геометрическое тело, представляет собой совокупность элементарных поверхностей, связанных между собой определенным образом. Эти поверхности в изделии координируются или базируются относительно других поверхностей, называемых базирующими. Для базирования используется два вида геометрических связей и баз линейные и угловые

Проанализируем базирование основных деталей редуктора. используя основное правило: для полного базирования тела необходимо и достаточно лишить его шести степеней свободы, трех перемещений вдоль координатных осей и трех вращений вокруг этих осей, для чего достаточно связать его поверхности шестью координатными связями.

Базирование деталей в радиальном направлении осуществляется в основном по длинному и короткому цилиндрам, а в осевом направлении по плоскости и упору.

Результаты анализа базирования сведены в табл.1

Анализ базирования деталей. Таблица 1

Базирующая деталь

№ поз.

Базовая деталь

№ поз.

Установоч-

ная база

Кол-во лишен-

ных степеней свободы

Опорная база

Кол-

во

Общее кол-во лишенных степеней свободы

Подшип-

ники

1,2

Полый вал

3

Длинный цилиндр

4

Упор

1

5

Крышка

4,5,6,16

Корпус

7

Плоскость,

винты

3

1

Коротк.

цилиндр

2

6

Полый

вал

3

Вал

8

Длинный цилиндр

4

Упор

1

5

Лимб1

9

Полый вал

3

Длинный цилиндр

шпонка

4

1

Упор

1

6

Лимб2

10

Вал

8

Длинный цилиндр

шлицы

4

1

Упор

1

6

Полый вал с подшип.

3

Корпус

7

Длинный цилиндр

4

Упор

1

5

Вал

8

Полый вал

3

Длинный цилиндр

4

Упор

1

5

Подшип-

ник скольж.

11

Малый вал

12

Длинный цилиндр

4

Упор

1

5

Звездочка

13

Малый вал

12

Длинный цилиндр

шлицы

4

1

Упор

1

6

Шестерня конич. (нижняя)

14

Малый вал

12

Длинный цилиндр

шпонка

4

1

Упор

1

6

Шестерня конич. (верхняя)

15

Полый вал

3

Длинный цилиндр

шпонка

4

1

Упор

1

6

4. Определение замыкающих звеньев изделия.

Сборочные размеры, заданные техническими требованиями чертежа, являются исходными звеньями для построения размерной цепи. Построение начинают с замыкающего звена, предварительно проанализировав базирование деталей, между которыми оно находится. Каждое звено размерной цепи должно быть размером между базирующими поверхностями. В этом случае цепь будет оптимальной, так как в ней от каждой детали присутствует по одному размеру. Замыкающие звенья двигателя выявляются на основе анализа конструкции двигателя, служебного назначения изделия, взаимодействия его составных частей и результатов анализа базирования деталей сборочных единиц.

Конструкторские размеры проставляются не все, а только те, которые оказывают влияние на работу изделия или на базирование деталей, т.е. те, которые входят в размерные цепи. Анализируя технические требования и совокупность размерных цепей изделия, можно определить метод достижения точности замыкающих звеньев.

Данные по замыкающим звеньям в осевом направлении сведены в табл. 2

Замыкающие звенья в осевом направлении. Таблица 2

Индекс

Содержание звена

Метод достижение точности

АD

Осевой люфт

Полная взаимозамен.

БD, ЖD

Смещение точки пересечения осей

Полная взаимозамен.

ВD

Зазор между торцем крышки и торцем лимба

Полная взаимозамен.

ГD

Вылет горизонтального вала

Полная взаимозамен.

ДD

Расстояние от горизонтальной оси до торца малого вала

Полная взаимозамен.

ЕD

Зазор между торцем вала и торцем шестерни

Полная взаимозамен.

ЗD

Зазор между лимбами

Полная взаимозамен.

ИD

Вылет вертикального вала

Полная взаимозамен.

КD

Зазор между торцем вала и торцем лимба

Полная взаимозамен.

ЛD

Зазор между торцем вала и торцем шестерни

Полная взаимозамен.

Сборка диаметральных поверхностей не меняет их размеров, а в результате нее происходит смещение осей этих поверхностей. Эти смещения и будут замыкающими звеньями в радиальном направлении. Содержание замыкающих звеньев и методы достижения их точности представлены в таблице 3.

Замыкающие звенья в радиальном направлении. Таблица 3

Индекс звена

Содержание звена

Метод достижение точности

е1D

Несоосность зазора между лимбом1 и отверстием в левой крышке

Полная взаимозамен

е2D

Несоосность посадки подшипников в корпус

Полная взаимозамен.

е3D

Биение зубчатого колеса

Полная взаимозамен.

е4D

Несоосность крепежного отверстия корпуса и верхней крышки

Полная взаимозамен.

е5D

Несоосность посадки вала в пустотелом вале

Полная взаимозамен.

е6D

Несоосность крепежного отверстия корпуса и левой крышки

Полная взаимозамен.

е7D

Несоосность крепежного отверстия корпуса и правой крышки

Полная взаимозамен.

е8D

Несоосность крепежного отверстия корпуса и нижней крышки

Похожие материалы

Информация о работе