Экономическая оценка эффективности мероприятий по реформированию предприятий вагонного хозяйства железнодорожного транспорта в современных условиях, страница 6

Число ОК

Количество переданных вагонов

βВ, %

Увеличение расходов, млн. руб.

Сокращение расходов, млн. руб.

Увеличение

затрат по ремонту вагонов ΔЭрем, млн.руб.

на перепробег вагонов ΔРпер

на простой вагонов ΔРпр

На деповской ремонт ΔРдр

на текущий ремонт ΔРтр

на зарп-лату ΔРзп

на обработку цистерн  ΔРц

2

30

27,5

6,9

131,5

47,8

14,0

29,6

74,5

50

45,8

11,6

219,2

79,6

23,3

49,3

124,8

70

64,2

16,1

306,9

111,5

32,7

68,9

174,1

4

30

27,6

14,0

131,5

48,0

14,1

29,6

81,5

50

46,0

23,3

219,2

80,0

23,4

49,3

135,8

70

64,5

32,5

306,9

112,0

32,8

68,9

190,2

6

30

27,8

21,0

131,5

48,2

14,1

29,6

84,4

50

46,3

35,0

219,2

80,4

23,6

49,3

147,2

70

64,8

49,0

306,9

112,6

33,0

68,9

206,2

8

30

28,0

28,1

131,5

48,5

14,2

29,6

95,3

50

46,6

47,0

219,2

80,8

23,7

49,3

159,0

70

65,2

65,7

306,9

113,2

33,2

68,9

222,6

10

30

28,1

35,4

131,5

48,8

14,3

29,6

102,3

50

46,8

29,0

219,2

81,2

23,8

49,3

170,7

70

65,5

82,6

306,9

113,8

33,4

68,9

238,9

           Экономическая оценка варианта передачи вагонов ОК должна производится на основе сравнения расчетных показателей с соответствующими величинами при действующей системе плановых ремонтов. В соответствии с положениями Концепции ОК должны самостоятельно осуществлять следующее:

маркетинговую деятельность, привлечение клиентуры, пополнение портфеля заказов на перевозки;

обеспечение выполняемых перевозок погрузочными ресурсами;

решение вопросов регулирования использования закрепленного за ОК подвижного состава;

предоставление сервисных услуг отправителям и получателям грузов по информированию о выполняемых перевозках и т.д.

Расходы, связанные с содержанием аппарата управления, в этих условиях увеличатся.

Так, например анализ расходов по грузовым компаниям на примере предприятия ГУП  <<Рефсервис МПС>> показывает, что эти затраты возрастут в 2,3 раза по сравнению с существующими условиями [     ] .

Исходя из выше изложенного, анализа исследований специалистов следует, что создание операторских компаний в составе МПС не целесообразно. Однако  на наш взгляд не следует прекращать дальнейшее создание компаний-операторов. Следует отметить, что эти компании будут вынуждены приобретать в собственность подвижной состав на заводах-изготовителях, производить деповской и капитальный ремонт за свой счет и тем самым способствовать оздоровлению состояния вагонного парка.

3.4 Определение основных показателей работы операторских компаний грузовых вагонов в современных условиях

            На основе анализа планов операторских компаний можно сделать вывод, что создание практически всех компаний-операторов  эффективно в существующей экономической ситуации лишь в одном случае – под специализированные перевозки, например, нефтепродукты, химические грузы и т.п.

Приведенные в данной работе данные по обзору крупней­ших предприятий черной металлургии и угольной отрасли делают металлурги­ческие предприятия важнейшими клиентами независимых компаний-операто­ров.

Как бы там ни было, процесс появления операторов на железнодорожном транспорте запущен. Более 50 компаний уже стали операторами, а более 90 - хотят ими стать.  По прогнозам департамента грузовых перевозок частные компании в 2002 году перевезут не менее 90 млн. тонн груза (план 2001 года - 110 млн. тонн), что составит 9% общего объема грузоперевозок железных дорог; вложение в развитие собственного подвижного состава составит 6-7 млрд. рублей (план 2001 года - 176 млн. долларов). К 2010 году число операторов может составить более 200, количество подвижного состава частных компаний возрастет в 5-6 раз, и они станут перевозить до 500-600 млн. тонн грузов в год, т.е. до 50% общего объема грузоперевозок по железным дорогам. По оценкам независимых экспертов в ближайшее время изменится список официальных операторов МПС, вследствие введения новой тарифной политики. На рынке может появиться несколько новых компаний, которые смогут переориентировать в свою пользу не менее 20 % клиентов. Возможна волна слияний небольших и средних компаний-экспедиторов и образование на их основе новых крупных грузовых компаний-операторов. 

Учитывая тенденцию старения и выбытия без замены парка вагонов, принадлежащих железнодорожному транспорту, обзор рынка грузовых перевозок и политику МПС, направленную на создание компаний-операторов по обслуживанию сложившихся постоянных грузопотоков собственным подвижным составом, в дипломной работе рассматривается проект перевозок каменного угля компанией-оператором собственными полувагонами по маршруту Прокопьевск – Высоцк (4181 км).  Предлагаемый проект рассчитан на перевозку  2 000 000 тонн угля в год.

Основная цель проекта – бесперебойное обеспечение компании-заказчика в перевозках. Таким образом, компания – оператор рассматривается не как инструмент для инвестирования свободных денежных средств, а как проект обеспечения основной деятельности предприятий - потребителей услуг компании-оператора с инвестированием в собственное подразделение.

Для обеспечения непрерывности поставок угля  предлагается организация взаимодействия лизинговой компании, транспортной компании-оператора, грузоотправителей, грузополучателей, железных дорог и подразделений МПС России по осуществлению перевозок в соответствии с установленными технологическими параметрами. Операторами проекта являются транспортная компания-оператор и лизинговая компания, т.е. компания- оператор и лизинговая компания являются аффилированными компаниями. На рис. 3.1 представлен порядок взаимодействия участников проекта.