Экономическая оценка эффективности мероприятий по реформированию предприятий вагонного хозяйства железнодорожного транспорта в современных условиях, страница 2

        Состав текущих издержек, учитываемый при расчётах экономической эффективности, определяется по эксплуатационной деятельности в соответствии с номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог, по промышленным предприятиям и предприятиям других отраслей­ – принятым порядком калькулирования себестоимости в этих отраслях.

               Эксплуатационные расходы могут определяться или способом непосредственного расчёта   или по нормам денежных затрат, приходящихся на отдельные измерители (расходным ставкам), с учётом величины затрат, соответствующих измерителей.

                При использовании способа непосредственного расчёта в составе расходов учитываются:

-  фонд оплаты труда и начисления на фонд оплаты труда;

-  стоимость используемых для тяговых и нетяговых потребителей  электроэнергии и топлива;

-  стоимость потреблённого сырья и материалов

-  амортизационные отчисления (при расчёте эффективности инноваций следует избегать их двойного учёта в составе инвестиционных  вложений и текущих расходов);

-  ремонтные расходы;

-  налоговые отчисления, входящие в себестоимость работ;

-  прочие затраты (непосредственно связанные с определёнными программами и проектами и включающие плату за выбросы отработанных газов, охрану перевозимых грузов, сооружений и устройств и др.)

            На ранних стадиях разработки инновационных программ и проектов для расчёта эксплуатационных расходов в вагонном хозяйстве могут использоваться укрупнённые методы калькулирования затрат (метод удельных показателей, регрессионный анализ). В отдельных случаях возможно использование соответствующих отчётных данных по дороге, отделению, конкретному объекту, предприятию. В этом случае, однако, необходимо произвести их корректировку, направленную на их очищение от возможных непроизводительных.

          Расчёт доходов непосредственным способам по статьям номенклатуры в отдельных случаях требует значительных затрат труда и времени для сокращения трудоёмкости расчетов можно использовать метод расходных норм (ставок).

         Выбор метода расходных ставок для расчёта текущих издержек по калькуляционной системе, проектной системе,  укрупненные расходные нормы и дифференцированные осуществляются исходя из наличия исходной информации и требуемой точности расчётов.

         На железнодорожном транспорте, как правило методом расходных норм определяют текущее затраты, зависящие от объёма перевозочной работы, параметров и показателей использования подвижного состава и других технических средств.

         Независящую часть расходов образует в основном текущее затраты по техническому обслуживанию и ремонту постоянных устройств хозяйства пути, сигнализации и  связи, электрификации локомотивных и вагонных устройств.

         В укрупнённых расчётах текущие издержки по техническому обслуживанию и ремонту постоянных устройств могут определяться в расчете на 1 поездо-км. При этом количество и пробег пассажирских и грузовых поездов могут производиться с использованием коэффициентов съёма и  методов расчёта изложенных в специальной литературе.

3.2 Экономическая оценка  повышения эффективности работы

ремонтного сервиса  на этапе реформирования

Эффективность работы предприятий вагонного хозяйства при крайней изношенности инвентарного парка грузовых вагонов в большей степени зависит от качества технического обслуживания и ремонта вагонного парка и условий его эксплуатации, новых технологий ремонта

Анализ экономического состояния вагонного хозяйства показывает, что расходы на все виды ремонта вагонов из года в год увеличиваются. По расчетам специалистов из общей суммы ремонтных расходов на капитальный ремонт  приходится примерно 22% на деповской - 22,5% и на техническое обслуживание, текущий отцепочный ремонт и подготовку вагонов к перевозкам - 55,5% расходов. Эти расходы можно было бы существенно уменьшить (исключив влияние инфляционных процессов в экономике страны), существенно увеличив поставки новых вагонов (особенно универсальных) отечественного производства, а также повысив качество ремонтов вагонов эксплуатационного парка.

Одним из основных качественных показателей работы, характеризующими использование вагонного парка и организацию ремонтного производства, является время простоя грузовых вагонов в различных видах ремонта и трудоемкости единицы того или иного вида ремонта.

Наш анализ отчетных данных за последние годы показывает, что время простоя вагонов во всех видах ремонта растут, причем фактически время простоя вагона в том или ином виде ремонта значительно превышает нормативное. Характерным является и то, что общий простой вагонов в неисправном состоянии в несколько раз выше, чем простой непосредственно в ремонте. Сюда относится время простоя вагонов в ожидании подачи на ремонтные пути депо  и вагоноремонтных заводов  и простой на них до начала ремонта. Здесь кроются значительные резервы сокращения общего времени простоя вагонов в неисправном состоянии.

Сокращение времени простоя вагонов в ремонте позволяет высвободить определенное количество вагонов, которые могут быть использованы для выполнения дополнительного объема перевозок или оказания услуг отдельным грузовладельцам, предпринимателям, кооперативам, акционерным обществам в выполнении перевозок, что является, в свою очередь, одним из важных резервов повышения прибыльности работы вагонного хозяйства и железнодорожного транспорта в целом.

Экономическую оценку снижения времени нахождения вагонов в неисправном состоянии на наш взгляд необходимо проводить в следующей последовательности.

1.  Расчитывается экономия вагонного парка за счет сокращения времени простоя вагона в определенном виде ремонта:

                                (3.1)

где ni - годовая программа ремонта i-го вагона, ед.;

        tiф,  tiн - соответственно, фактическое и нормативное время простоя вагона в i-ом виде   ремонта, час.

2.  Определяется экономия эксплуатационных расходов на всех видах ремонта вагонов:

                                  (3.2)