Психология, психика, психологическая теория

Страницы работы

Содержание работы

Психология и педагогика

Лекция №1.(15.09.99)

Литература:

Немов Р. «Психология» в 3-х книгах Москва. 1994,1997г.

Немов Р. «Психология» Москва, 1998г.

Столяренко «Основы психологии» пособие  для вузов .1998г.

Готфруа Ж. «Что такое психология?» 2 тома. 1994г.

Рубинштейн С. «Основы общей психологии» Москва,1999г.

Петровский А.В. «Введение в психологию»

Асмолов «Психология личности» Москва, 1990,1996г.

Радугин «Психология и педагогика» учебное пособие для вузов. Москва,1996г.

Материалистические философы древней Греции Демокрит, Лукреций, Тепикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование образуемое из шаровидных мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное отличное от тела. Душа прежде чем попасть в тело человека существует обособлено в высшем мире, где познает идеи вечные и неизменной сущности. Попав в тело душа, начинает вспоминать виденное до рождения. Платон трактует тело и психологию как два самостоятельных и аористических начала, и это положил в основу своей идеалистической теории. Великий философ древности Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляются в различных способностях деятельности – питающей, чувствующей, движущей, разумной. Высшие способности возникают из низших и  на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, и оно принимает формы чувственного восприятия предметов без  их материи, подобно тому как воск принимает оттиск печати без железа и золота. Ощущения оставляют след в виде представлений, образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединены в трёх направлениях: по сходству, по смежности, по контрасту, тем самым, указав основные виды связей ассоциаций психологических явлений.

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Психика – это свойство высоко организованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психологического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Наука психология выделилась в самостоятельную науку в1879 году, когда в Лейпциге немецкий психолог Вундт организовал первую в мире психологическую лабораторию.

Психология в своём развитии имеет четыре этапа:

–  наука о душе, такое определение было дано более двух тысяч лет назад, и наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека;

–  наука о сознании, возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием, основным методом считалось наблюдение человека за самим собой и описание  фактов;

–  наука о поведении, возникает на стыке XIX  и XX веков в Америке и задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакция человека (мотивы вызывающие поступки не учитывались);

–  наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, основана на основе диалектического дуализма, в основу легла ленинская теория.

В основу развития любого общества всегда закладывается определённая психологическая теория.

В основу США положена теория бихевиоризма.

Стимул – реакция – потребление.

Экономические методы повышения производительности труда имеют свои пределы.

Конкретное созерцание – абстрактное мышление – практика

Советские психологи Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н. разработали теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий (ТППФУД). Американцы взяли ТППФУД и получили необихевиоризма.

В основу государства до II мировой войны была положена командно – административная система. Беспалько выделил, что жизнь человека протекает в деятельности.

 


4 уровень – творческий (перетрансформация)

                         продуктивная        3 уровень – решение типовых задач в нештатной ситуации

деятельность                          

                                                            2 уровень – репродукция или воспроизведение, решение типовых задач в типовых условиях репродуктивная      1 уровень – узнавание

0 уровень – знакомство

Основной  вид деятельности – приказ, в основе мотивация ''надо''.

4,5 %  – трудоголики

90 %  – работают, чтобы жить

4,5 %  – ''в гробу видали эту работу''

После II мировой войны весь мир перешёл на метод ''человеческого фактора''. Всё делается во имя человека и для человека.

Психология сегодня представляет целую систему научных знаний.

                                                                            Психология

 


 


 Общая – изучает общие закономерности  развития человека

 Возрастная – изучает  психические особенности человека

 Социальная – изучает взаимоотношения человека и общества, личности и коллектива

Инженерная - изучает взаимоотношение человек – машина – человек

 


 Космическая – изучает психические особенности человека в состоянии невесомости в замкнутом пространстве

 Зоопсихология – психология животных

 Сравнительная – сравнивает   психологию человека и животного (высших приматов)

 Военная

 Спорта


 Торговли

 Петициарная – психология в местах заключения

 Терроризма


Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0