Психология коллектива и стили руководства

Страницы работы

Содержание работы

Психология и педагогика

Лекция №7 (8.12.99)

Каждый коллектив может пройти 4 стадии:

–  на первой стадии требования к коллективу предъявляет только руководитель. На первом этапе члены коллектива ведут себя так, что каждый думает только о себе;

–  на втором этапе вокруг руководителя формируется актив и требования предъявляет не только руководитель, но и актив. Требования членов коллектива к себе ниже, чем к другим. Скандальный вопрос – оплата труда;

–  на третьем этапе осуществляется основной принцип социализма (когда меньшинство подчиняется большинству, а мнение меньшинства не учитывается). Считается, что на третьем этапе в коллективе созданы все условия для развития способностей каждого члена коллектива. На третьем этапе в коллективе создаются традиции и обычаи;

–  на четвёртом этапе осуществляется принцип один за всех и все за одного. Коллектив представляет единое монолитное целое (руководитель + коллектив).

Малая группа – это добровольное объединение (свободный вход и выход). Малые группы формируются или по личным симпатиям, или по общественным интересам. В малой группе всегда благоприятный психологический климат, личность чувствует себя уютно, комфортно, надёжно и защищено. В малой группе всегда есть лидер, авторитет которого настолько высок, что мнение его является обязательным для всех членов данной группы. Оптимальный размер группы от 2 – 21 человека в России, от 2 – 41 во всём мире.

Стили руководства.

Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководством и подчинёнными, деятельность, направленная на побуждение сотрудников достижения поставленной цели путём воздействия на коллективное и индивидуальное сознание. Способ реализации поставленных задач называется стилем руководства.

В 30-е годы немецкий психолог Курт Левин вывел, что существует три типа управления:

–  демократический;

–  либеральный;

–  авторитарный.

В настоящее время мы считаем, что существует три основных стиля управления по вертикали и один основной стиль по горизонтали.

Авторитарный или директивный стиль руководства основывается на предположении, что люди по своей природе ленивы, не любят брать на себя ответственность и управлять ими можно только при помощи денег, угроз, наказания. Он характеризуется централизацией руководства, единоначалием принятия решений и жёстким контроль за деятельностью подчинённых. Сотрудники должны исполнять лишь только то, что им приказано, а всякая инициатива наказуема, при этом они (коллектив) получает минимум информации. Руководитель такого стиля как правило отказывается от услуг экспертов, мнений подчинённых и никогда не выносит своих предложений на предварительное обсуждение, т. е. Он стремиться избежать таких ситуаций, когда могла проявиться его некомпетентность. Приказы, распоряжения, замечания, угрозы, лишение льгот, интересы сотрудников во внимание не принимаются, человек всегда на последнем месте, в общении с людьми чёткий язык, резкость, нетактичность и даже грубость.

Демократический или коллегиальный стиль руководства характеризуется стремлением руководителя к выработке общих решений по основным вопросам. Распределение полномочий и ответственности  между руководством и подчинёнными, при этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчинённых. Руководитель регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам. Общение с подчинёнными идёт вежливо и доброжелательно. В коллективе всегда благоприятный психологический климат.

Либеральный или попустический стиль характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель обычно пускает дело на самотек и действует от случая к случаю, когда на него надавят сверху или снизу. Не рискует, отходит от своего дела и перекладывает свои функции ответственности на других, он никогда не критикует начальство, подчинённые предоставлены сами себе. Контролирует их редко. Общение с подчинёнными ведёт конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов. К критике относится терпимо, соглашается с ней, но, как правило, ничего не предпринимает. Такой стиль руководства может быть оптимальным только в определённых условиях, например, в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются самостоятельностью или творческой индивидуальностью, или в группе есть 1–2 человека, которые управляют коллективом.

Американские и японские ученые провели исследования и пришли к выводу, что 1 и 2 стили похожи.

Педагогика.

Педагогика – наука об обучении, образовании и воспитании. Каждый живущий является педагогом. Педагогика состоит из двух разделов: дидактика (основа обучения) и теория воспитания. Теория воспитания не ограничена во времени.

Деловой этикет.

Этикет (с греческого) – правила поведения  человека в обществе.

Дипломатический, придворный, морской, деловой этикет.

Одежда делового мужчины: всегда в костюме, однобортный с 5 пуговицами, нижняя пуговица всегда расстегнута. Рубашка видна из под рукава пиджака на 1 см. подчинённый не имеет права держать руку в кармане при начальнике.   

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0