Развитие коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления в ВУЗе

Страницы работы

Содержание работы

Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмпатия, принятие, межличностное отношение.

Key words: communicative competence, empathy, acceptance, interpersonal relationship

Аннотация. Определена структура коммуникативной компетентности будущих дефектологов и выделены показатели ее развития. Рассмотрена динамика развития коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления в вузе.

Abstract. We determined the structure of the communicative competence of future pathologists and selected indicators of development. The dynamics of development of communicative competence of future pathologists in the process of personal and professional achievement in high school.

Коммуникативная компетентность играет особую роль в профессиональной деятельности педагогов, дефектологов, которая подразумевает постоянное общение, взаимодействие с детьми, имеющими ограниченные возможности. здоровья. Педагогическое общение помогает детям развиваться, совершенствовать свои личностные качества. Через общение реализуются задачи обучения и воспитания. Именно в совершенствовании навыков общения, коммуникативной компетентности заключается мощный резерв повышения профессионального мастерства педагогов, дефектологов.

Анализ работ (А.В. Батаршев, А.А. Бодалев, Г.С. Васильев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, И.В. Макаровская, О.В. Михайлова, И.Н. Нестерова, С.В. Петрушин, Л.В. Рагулина, Р.М. Фатыхова, Р. Харре), посвященных исследованию коммуникативной компетентности, ее содержательному наполнению, позволил нам сделать вывод о поликомпонентном составе коммуникативной компетентности. В зависимости от выполняемых задач в процессе коммуникации, общения нами были выделены гностический (познавательный), регулятивный (поведенческий, интерактивный) и эмоциональный компоненты в структуре коммуникативной компетентности.

Познавательный компонент обеспечивает возможность взаимного восприятия и познания, оценки внешнего облика, действий и поступков наблюдаемого лица, адекватного отражения психологических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свои воздействия на этого человека. Показателями развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов, по нашему мнению, являются эмпатия и рефлексия.

Регулятивный (поведенческий) компонент коммуникативной компетентности представлен коммуникативными умениями, характеризующими межличностное отношение, коммуникативное поведение; отражает активность в общении, стремление устанавливать контакты, быть среди людей, принадлежать к социальным группам, стремление контролировать, влиять на других, доминирование, или, напротив, конформность, стремление к сотрудничеству и близким дружественным отношениям, эмоционально насыщать отношения. Показателями развития являются включение, контроль и аффект как характеристики межличностного поведения.    

Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент коммуникативной компетентности отражает эмоциональный настрой на общение, безусловное принятие другого (гуманистические установки на партнера, проявление чувств теплоты, близости, дружеской расположенности, терпимость к психологическому своеобразию другого человека, создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, настрой на партнера по общению), позитивное самоотношение, самопринятие (принятие  себя в целом, безотносительно своих свойств и достоинств, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности). Показателями развития

Показателями развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов, по нашему мнению, являются эмпатия и рефлексия; поведенческого компонента — включение, контроль и аффект; эмоционального компонента — эмоциональный комфорт, принятие себя и других.

В целях исследования особенностей развития коммуникативной компетентности будущих дефектологов нами был использован следующий комплекс методик: «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд), «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (КСК), «Диагностика уровня рефлексивности» (А.В. Карпов), «Диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко), «Диагностика межличностных отношений» (А.А. Рукавишников).

К исследованию было привлечено 115 студентов 1, 3, 4 курсов Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Рассмотрим результаты практического исследования особенностей развития коммуникативной компетентности будущих дефектологов. В процессе личностно-профессионального становления в вузе.

Нами выявлен низкий уровень развития познавательного компонента коммуникативной компетентности, в частности рефлексии и эмпатии у студентов-дефектологов 1,3 и 4 курсов.

Невысокий уровень эмпатии, по нашему мнению, является проявлением адаптации, приспособления к профессиональной деятельности дефектолога,  так как чрезмерное сопереживание, сочувствие будет мешать профессиональному общению с детьми, имеющими психофизические недостатки в развитии, будет способствовать эмоциональному выгоранию. Заниженный уровень эмпатии у дефектологов является результатом профессиональной деформации, как указывал Р.О. Агавелян при исследовании социально-перцептивных процессов личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности.

Мы считаем, что наиболее оптимальным для осуществления профессиональной деятельности, коммуникации дефектологов является средний  уровень развития эмпатии с тенденцией к высокому уровню.

Похожие материалы

Информация о работе