Формирование лидерского мышления. Экзистенциальный механизм, страница 2

Что такое психологическая культура и почему она так важна при формировании лидерского мышления? Психологическая культура личности, выполняющая проектно-регулирующую функцию в процессе развития личности и её субъектного воплощения в жизнедеятельности, обеспечивает гармоничное единство социального и индивидуального, целостность Я-концепции, на протяжении всего времени жизни. Также она обеспечивает её успешную презентацию в мире общечеловеческих и духовных ценностей, свободу и ответственность творческого самоосуществления личности и её стремлении к совершенству. Без психологической культуры невозможно раскрыть свой лидерский потенциал.

Экзистенциальный механизм

Для того чтобы понять, каким образом психология формирует лидерское мышление, следует рассмотреть следующую концепцию экзистенциального механизма личности, которая в себя включает[3]:

- способность к самотрансценденции (творческая направленность на самосовершенствование);

- локус контроля (ориентация на успех в самопреобразующей деятельности, адекватная самооценка, устойчиво положительное самоотношение, самостоятельность, независимость);

- смысл жизни (самоопределение в качестве субъекта саморазвития, определение и удержание цели жизни, осознавание своего внутреннего мира, способность проектировать себя, жизненный путь);

- ценностные ориентации (ценность саморазвития как высшая в иерархии ценностей, ценностная ориентация на самосуществование);

- личностные позиции (активная жизненная позиция, позиция субъекта, позиция партнера, профессиональная позиция руководителя, осознанное самоуважение, позитивная Я-концепция);

- способность делать выбор (ответственность за самосуществление, осознанный жизненный выбор, обеспечивающий собственное достоинство, самосовершенствование, самореализацию).

Данный механизм позволяет личности успешно преодолевать состояние, которое условно называется «отсутствие смысла» (экзистенциальным вакуумом, или внутренней невесомостью), и сформировать цель жизни как духовную детерминанту целеполагающей деятельности.

С точки зрения психологии, смысл жизни – это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления.

Смысл жизни – это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем ее смысла, а напротив усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его.

Также данный экзистенциальный механизм повышает саморегуляцию личности. Под саморегуляцией психологи понимают произвольный и непроизвольный механизм психической и личностной самоорганизации. Механизм поддерживания устойчивости, целостности Я-концепции, а также поддержания содержания и структуры деятельности согласно принятым личностью целям.

Таким образом, только психологическая культура, в которой проводится консультационная работа и применяется данный механизм, способна формировать лидерское мышление на разных этапах становления личности. Работа по формированию должна проводиться не только посредством социально-психологического тренинга, эффективность которого научно доказана[2], но и в процессе индивидуального консультирования.

Пропаганда психологической культуры и работа по формированию лидерского мышления, способна поднять на новый уровень не только качество жизни общества, но и повысить экономические показатели страны. Ведь эффективный руководитель организации - это всегда целеустремленный лидер, уверенный в себе, здоровый физически и психологически, имеющий цель и смысл жизни. Данный раздел психологии имеет множество интересных аспектов для изучения и практического применения. Быть может, поэтому я когда-то пришел из мира менеджмента в мир психологии, где и на сегодняшний день исследую, практикую, преподаю, в области личной и организационной эффективности.

Список литературы:

1.  Пожарский С.О. Исследование лидерского потенциала  руководителей.  // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015г. №3 (33). С.207-213

2.  Пожарский С.О. Развитие лидерских качеств  руководителей в процессе социально-психологического тренинга. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015г. №2 (32). С. 180-184.

3.  Селезнева Н.Т, Рубленко Н.В, Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. – 308 с.