Управление заводами по ремонту подвижного состава, страница 2

Каждый созданный холдинг будет самостоятель­ным хозяйствующим субъектом и ему придется кон­курировать на рынке оказания услуг транспорту по ремонту подвижного состава, поэтому выбор наилуч­шего варианта организации системы управления ре­монтными заводами должен осуществляться по эко­номическому критерию. Следует ожидать, что луч­ший вариант, выбранный для расчетного года, будет предпочтительнее других и в условиях последующих лет. Такой подход наиболее целесообразен, посколь­ку в условиях затянувшегося кризиса трудно прогно­зировать развитие экономической ситуации. Поэтому расчет показателей экономической эффективности следует выполнять без учета фактора времени. Каче­ство ремонтных работ характеризуется определен­ными техническими показателями, которые должны соответствовать нормативам технологических карт, что тщательно проверяется представителями желез­ных дорог, поскольку от качества ремонта подвижно­го состава зависит безопасность движения поездов. Поэтому за основные показатели конкурентоспособ­ности, на наш взгляд, следует принять затраты и цены на производство заводского ремонта. Чем ниже зат­раты и цена, тем выше конкурентоспособность того или иного ремонтного завода. В качестве экономичес­кого критерия при сравнении вариантов организации холдингов были приняты приведенные затраты, а коэффициент сравнительной экономической эффек­тивности принят равным 0,1.

Если один и тот же вид продукции выпускают заводы, входящие в разные холдинги, то, естествен­но, железные дороги будут направлять в ремонт подвижной состав на тот завод, где цена за эти услуги ниже (при этом следует учитывать и транспортный фактор). Высокие цены за ремонт будут вынуждать заводы вкладывать средства в техническое перевоо­ружение и внедрение технологий с целью снижения издержек на ремонт подвижного состава.

Ряд ремонтных заводов в настоящее время объе­динены в группы, которые характеризуются своими параметрами, полученными на основе показателей заводов. Поэтому эти показатели были представле­ны в виде матрицы, элементы которой для получения экономического критерия преобразуются с помо­щью специальных функций, в основе которых лежат экономические нормативы. Использование ЭВМ по­зволяет выполнить большое количество вариантных расчетов, что связано с разнообразием условий хозяйствования и нормативов. Это предопределяет использование матричных методов и дает возмож­ность производить прямые расчеты экономических показателей.

Применяемые в расчетах нормативы не всегда адекватно отражали производственные и внешнеэко­номические ситуации, которые могли в будущем возникнуть на ремонтных заводах, поэтому использо­вались нормативы, соответствующие разным услови­ям. С помощью матриц выполнялись расчеты и срав­нивались по экономическому критерию все возмож­ные варианты схем управления заводами.

Расчеты выполнялись на перспективу, поэтому прогнозировать сегодня проведение реконструкционных мероприятий холдингом с целью снижения затрат на ремонт в действующих условиях не пред­ставляется возможным. В связи с этим применялся взятый из практики работы ремонтных заводов норма­тив, полученный как отношение капитальных вложе­ний в реконструкцию предприятия к величине его основных фондов. Такое определение норматива, на наш взгляд, является наиболее приемлемым в условиях неопределенности, поскольку направления и размер капитальных вложений на разных заводах применитель­но к типам подвижного состава сильно различаются, что во многом определяется историей развития предпри­ятия.

По данным 26 ремонтных заводов был определен средний диапазон отношения в размере 0,046:0,07. Первое значение относится к малым по объему реконструкционным мероприятиям, что в ряде случа­ев и достаточно для снижения себестоимости ремонта подвижного состава, а второе значение учитывает большие по объему мероприятия по реконструкции заводов. Из-за неопределенности мероприятий по реконструкции того или иного завода экономические расчеты при выборе лучшего варианта управления заводами выполнялись для двух названных случаев. Поскольку норматив представляет собой удельную величину, то в случае своевременной переоценки основных фондов он не будет зависеть от инфляции и других колебаний цен. Очевидно, что чем мощнее основные фонды завода, тем больше требуется, зат­рат на их реконструкцию.

Если холдинг не располагает производственными мощностями для выпуска того или иного вида продук­ции, то для развития конкуренции между холдингами на их заводах необходимо создавать соответствую­щие мощности. Для этого необходимы капитальные вложения, величина которых пропорциональна требуемым производственным мощностям, а также объемам выпуска продукции завода. В качестве коэффициента пропорциональности используется нор­матив 1,19, определяемый как отношение капиталь­ных вложений в расширение производства за счет вновь создаваемых основных фондов завода к объе­му товарной продукции. Такой подход позволяет автоматически учитывать инфляционные и иные коле­бания цен.

Изложенный подход к определению нормативов капитальных вложений в реконструкцию и расшире­ние основных фондов заводов позволяет в условиях сложности прогнозирования данных на перспективу преодолеть ситуацию неопределенности, с некото­рой степенью обоснованности прогнозировать по­требности заводов в капитальных вложениях и по­дойти к решению поставленной задачи - выбору по экономическому критерию наилучшего варианта организации управления ремонтными заводами.

ВЫБОР ВАРИАНТОВ

Первоначально к рассмотрению были приняты сле­дующие варианты: один, два и три холдинга, органи­зованные по производственному и территориальному принципам. Предполагалось в случае снижения приве­денных затрат при переходе к большему числу хол­дингов рассмотреть их еще 4, 5, 6 и более. Расходы на содержание аппарата управления холдингами и ПКТБ взяты аналогичными АО “Желдорреммаш” и ЗАО “Вагонреммаш”. В расчетах принято, что у каждого холдинга аппарат управления и ПКТБ будут равными и соответствовать аппарату управления АО “Желдорреммаш”, который уже неоднократно кор­ректировался в рыночных условиях и опытным путем доведен до оптимальной величины. Затраты на него составляют 15 млн. руб., включая расходы на содержа­ние ПКТБ.

При распределении ремонтных заводов по больше­му числу холдингов уменьшается их количество, поэто­му были рассмотрены два варианта, когда аппарат управления одинаковый при любом холдинге (за основу в расчетах были приняты фактические данные АО “Желдорреммаш”) и затраты на управление менялись в зависимости от числа холдингов (использовался опыт АО “Желдорреммаш” и ЗАО “Вагонреммаш”). Во втором случае затраты на управление без учета ПКТБ составляют 8,4 млн.руб. Данные по двум АО позво­лили получить эмпирическую зависимость затрат 3 млн.руб., на управление от числа холдингов (т). С учетом затрат на содержание ПКТБ получим: Зу = 12,8-f 0,074m.