Тягово-эксплуатационные испытания с динамометрическим вагоном, страница 5

Недоучет этого фактора может иметь отрицательные последствия: невыполнение графика движения поездов, потери провозной и про­пускной способности дорог, сбои движения поездов. Поэтому Прави­лами тяговых расчетов допускается корректировка расчетных сил тя­ги тепловозов по техническому состоянию в период пробега между ре­монтами для проектируемых линий введением коэффициента k в фор­мулу (1), которая в этом случае принимает вид

где k = 0,93 – коэффициент, учитывающий снижение силы тяги от изменения технического состояния тепловоза между профилактическими ремонтами.

Фактические режимы и тяговые показатели в эксплуатации могут быть определены с достаточной достоверностью лишь на основе тягово-эксплуатационных испытаний локомотивов в условиях различных дорог. Обязательное проведение их предусмотрено новыми Пра­вилами тяговых расчетов.

2. Использование мощности локомотивов по условиям нагревания электрических машин и сцепления колес с рельсами.

2.1. Оценка эффективности работы тепловоза.

К важнейшим тягово-энергетическим показателям локомотивов относятся масса и скорость поездов, расход топлива на тягу поездов, коэффициент полезного действия. Эти показатели тесно связаны с пропускной и провозной способностями, участковой скоростью, среднесуточным пробегом и оборотом подвижного со­става, а также потребным парком локомотивов и вагонов для ос­воения объема перевозок. Особое значение имеют масса и скорость поездов, поскольку они определяют наивыгоднейший способ орга­низации перевозок, диктуют требования к технической оснащенно­сти дорог, определяют основные параметры локомотивов, верхнего строения пути, длину станционных путей и т. д. Как правило, оп­тимальные значения массы и скорости поездов следует устанавли­вать таким образом, чтобы обеспечивались минимальные годовые приведенные расходы.

Такие важные результирующие показатели работы дорог, как эксплуатационные расходы, себестоимость перевозок и производи­тельность труда, зависят от степени использования мощности локо­мотивного парка и его тягово-энергетических показателей.

Применение в практике вождения поездов оптимальных режи­мов управления локомотивом позволяет решать весьма важную проблему улучшения использования его мощности путем повыше­ния массы поездов и скоростей движения без значительных капи­таловложений на приобретение новых более мощных локомотивов. Наряду с этим использование рациональных режимов управления локомотивом оказывает определяющее влияние на уровень расхо­дования топлива.

Нормативы, характеризующие эксплуатацию локомотивов (мас­са поездов и время их хода по перегону), определяют на основе тяговых расчетов. Однако установленные графиком движения поездов нормативы могут несколько отличаться от расчетных в связи с унификацией масс поездов по направлениям, округлением масс и времен хода поездов и по другим причинам. Тем не менее эти нормативы носят директивный характер, и на них может быть ос­нован критерий, определяющий степень использования мощности локомотива в конкретных условиях (руководящий подъем, уровень допускаемых скоростей, тип и серия локомотива и др.).

В практике на железных дорогах массу выбирают, исходя из потребностей в перевозках. Затем для выбранной массы делают проверку режима движения по руководящему уклону и определяют перегонные времена.

Использование мощности локомотива принято оценивать по производительности, подсчитываемой исходя из среднего значения массы поезда и выполненного пробега. В скрытой форме произво­дительность включает в себя среднее значение скорости движения поезда. Эффективное использование мощности, соответствующее наибольшей производительности локомотива, может быть достиг­нуто только в случае соответствия эксплуатационных возможно­стей локомотива техническому состоянию всех элементов дороги и оптимального руководства организацией перевозочного процесса.

Расчетные массы поездов определяют в соответствии с прави­лами тяговых расчетов для поездной работы (ПТР) применительно к движению поезда по затяжному расчетному подъему с устано­вившейся скоростью. Если скорость не достигает установившегося значения, расчет ведут с учетом использования кинетической энергии, накопленной поездом при движении по предыдущим элементам профиля.

Необходимость тщательного учета всех факторов, связанных с установлением нормы массы поезда, определяется тем, что зани­жение ее приводит к недоиспользованию тяговых качеств локомо­тива и, как следствие, к ухудшению тягово-энергетических, эксплуа­тационных и экономических показателей. С другой стороны, ее завышение вызывает снижение эксплуатационной надежности ло­комотивов и приводит к неудовлетворительному выполнению гра­фика движения поездов. Всякое отклонение масс поезда от опти­мальных значений (наивыгоднейших в технико-экономическом от­ношении) невыгодно.

Современные условия работы железнодорожного транспорта характеризуются применением локомотивов большой единичной мощности, поэтому нормы масс поездов определяются не только ограничениями по сцеплению или нагреванию, а и полезной длиной станционных путей и погонной нагрузкой. Наблюдается стремление унифицировать нормы масс поездов по целым направлениям. В свя­зи с этим еще большее значение приобретают реализуемые скоро­сти и режим управления локомотивом.

Увеличение средних скоростей движения поездов обычно вызы­вает повышение удельного расхода топлива, так как при этом возрастают основное сопротивление движению и потери энергии в тормозах. Наибольший экономический эффект от улучшения использования мощности локомотивов получают тог­да, когда увеличение средних скоростей движения сопровождается совершенствованием режимов вождения поездов для рационально­го использования топлива. Рациональным на­зывают такой режим, который в заданных эксплуатационных усло­виях и при строгом соблюдении всех требований эксплуатации обеспечивает наименьший удельный расход топлива. Под эксплуатационными условиями обычно понимают про­филь и план пути, массу поезда, его основное сопротивление дви­жению, допустимые максимальные скорости движения, заданные времена хода и порядок пропуска поезда по перегонам.