Тягово-эксплуатационные испытания с динамометрическим вагоном, страница 15

По результатам каждого испытания в конструкцию вносят необходимые изменения, а затем локомотив запускают в производство.

Существуют так же специальные испытания. Их проводят после модернизации узлов локомотива. На этих испытаниях определяют эффективность действия отдельных устройств, агрегатов и аппаратов на локомотиве, на пассажирских поездах проверяют отопление.

Из числа различных видов испытаний локомотивов особый интерес для тяги поездов представляет эксплуатационные тягово – энергетические испытания.

Испытания, производимые в натурных условиях функционирова­ния системы, называют эксплуатационными. Результаты эксплуатационных испытаний составляют апостериорную (послеопытную) информацию, учитывающую все многообразие местных эксплуа­тационных факторов и случайных явлений, определяющих режимы ра­боты локомотивов и эффективность тяги. Очевидно, результаты таких испытаний обладают большей информативностью относительно априор­ных сведений. Поэтому Правилами тяговых расчетов узаконены эксплуатационные испытания для корректировки результатов тяговых расчетов, изыска­ния резервов тяги и экономии энергоресурсов, расходуемых на тягу. В частности, апостериорную информацию используют для: определения критической массы поездов; корректировки скорости и времени хода; поиска путей необходимого повышения провозной и пропускной спо­собности линий; выявления соответствия тягово-эксплуатационных свойств локомотивов условиям эксплуатации и рациональной использования локомотивного парка на сети дорог; определения режимов работы энергосиловых установок локомотивов; поиска режимов оптимальных по критерию минимума расхода топлива; составления режимных карт вождения поездов и др.

Для ме­хаников локомотивного хозяйства практический интерес представ­ляют эксплуатационные испытания, которые являются составной ча­стью технической эксплуатации локомотивного парка, способом повы­шения его надежности и эффективности.

Тягово – эксплуатационные испытания обычно проводят с применением динамометрического вагона.

4.2. Общий порядок организации испытаний

Организация опытных поездок начинается с четкого формули­рования цели и задачи испытаний. В соответствии с этим разраба­тывают подробную программу, в которой излагают существо во­просов и способы разрешения поставленной задачи, устанавлива­ют перечень регистрируемых при испытаниях параметров и наме­чают методы их определения и фиксации. В зависимости от этого выявляют потребность в контрольно-измерительном оборудовании и при необходимости пополняют динамометрический вагон соответ­ствующими приборами. Затем определяют состав группы работни­ков для участия в подготовке, организации, проведении испытаний и обработке их результатов. Как правило, помимо штата динамометрического вагона, к проведению опытных поездок привлекают инженерно-технических работников локомотивных депо, отделений и управлений дорог, обладающих достаточной теоретической под­готовкой и соответствующим производственным опытом. Весьма полезно участие в этой работе научных работников институтов же­лезнодорожного транспорта, что, как свидетельствует опыт ряда дорог, обеспечивает высокий уровень проведения испытаний, пра­вильную интерпретацию полученных результатов и разработку ценных рекомендаций.

Перед проведением испытаний руководитель испытаний рас­пределяет обязанности между участниками. При этом учитывают квалификацию и способности каждого работника, а также возмож­ность замены одного работника другим. Квалифицированного ра­ботника, знающего условия работы участка и особенности управ­ления локомотивом, назначают наблюдателем на локомотив. Им обычно является машинист-инструктор.

От состава группы, внимательности и четкости работы ее чле­нов зависит качество проведения опытов и точность, достоверность полученных результатов. Для четкого и организованного проведе­ния испытаний перед подготовкой к ним руководитель испытаний знакомит каждого члена группы с его обязанностями и особенно­стями его работы, проводит инструктаж по выполнению требова­ний техники безопасности. В процессе опытных поездок руководитель испытаний проверяет ведение журнала членами группы и отмечает в журнале особенности поездки, отклонение от обычных условий движения опытного поезда и т. д. Одновременно под его руководством на основании замеров или записей величины в отдельных точках сравнивают и оценивают полученные резуль­таты (предварительно), обрабатывают материалы испытаний и го­товят отчеты.

Для работы с испытательным поездом выбирают наиболее опытных и грамотных машинистов и их помощников.

При подготовке к испытаниям группа намечает порядок работ при монтаже цепей и испытаниях, подбирает необходимые измери­тельные приборы. После выбора локомотива его соединяют с дина­мометрическим вагоном, устанавливают на нем необходимое изме­рительное оборудование и приступают к монтажу измерительной цепи, громкоговорящей связи вагона с локомотивом. После наладки обору­дования приступают к проведению испытаний.

4.3. Оценка эксплуатационных условий участка

Весьма важными и сложными в опытных поездках являются вы­бор и реализация рациональных по расходу топлива режимов вождения поездов при одновременном выполне­нии заданного времени хода по перегонам. Подготовку к таким поездкам начинают с анализа эксплуатационных условий участка и данных об удельном расходе топлива. Для этого из графика движения выбирают «поезда», наиболее харак­терные по условиям их пропуска на данном участке и имеющие одинаковое число остановок на одних и тех же станциях и одина­ковое время хода по перегонам.

В зависимости от конкретных задач опытных поездок и условий работы участка иногда приходится поезда, выбираемые из графи­ка движения, разделять на характерные группы: с минимальным числом остановок и с одинаковым временем хода по перегонам; со средним числом остановок и с максимальным числом остановок на одних и тех же промежуточных станциях. После такой группиров­ки «поездов» обращаются к данным депо о расходе топлива за период, предшествующий испытаниям. В зависи­мости от числа «поездов» в соответствующих группах используют данные о расходе топлива каждым поездом за один или два месяца, предшествующих опытным поездкам. Эти данные рас­сматривают только для конкретных поездов, массы которых соот­ветствовали установленной норме или были достаточно близки к ней, а средние нагрузки от колесных пар вагонов на рельсы мало отличались от средних значений для поездов рассматриваемой ка­тегории на данном участке.