Доброкачественные и злокачественные опухоли яичников: Методическая разработка для проведения практического занятия по гинекологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

В О Е Н Н О –  М Е Д И Ц И Н С К А Я   А К А Д Е М И Я

Кафедра акушерства и гинекологии

Для преподавателей

Экз. N______

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

акушерства и гинекологии

полковник медицинской службы

«……» ……………… 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по гинекологии

№ 16

ТЕМА: ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ ЯИЧНИКОВ.

со слушателями 4 курса II, III, IV факультетов

Обсуждена на заседании кафедры

«__»______________ 2000 г.

Санкт-Петербург,

2000 г.


Тема: Доброкачественные и злокачественные опухоли яичников

Учебные группы:  факультет  подготовки  врачей  V курс,  учебная группа 7-8 слушателей.

Учебные и воспитательные цели.

1. Цель занятия: научить слушателей распознаванию опухолей яичников на основании анатомических и объективных данных, проведению дифференциальной диагностики  опухоли яичников с другими заболеваниями придатков и матки.  Проведение военно-врачебной экспертизы у женщин-военнослужащих с опухолями яичников.

2. Частные цели занятия:

- на  основании  анатомических  и объективных данных установить у женщины наличие опухоли яичника;

- использование полученных данных для дифференцированной диагностики между опухолью яичника и другими заболеваниями матки и придатков, опухолью кишечника;

- ознакомление слушателей с основными осложнениями,  связанными с наличием кисты: малигнизация, перекрут ножки кисты, разрыв кисты, нагноение опухоли;

- ознакомление с основными принципами лечения доброкачественных и злокачественных опухолей яичников;

- ознакомление  с  дополнительными  методами диагностики опухолей яичников: УЗИ, пункция заднего свода с целью цитологического  исследования асцитической жидкости,  лапароскопия, зондирование и выскабливание полости матки,  компьютерная томография,  пневмопельвиография, биконтрастная геникография, рентгенологическое исследование желудка, кишечника, легких, исследование крови на онкомаркеры.

Учебное время: 4 учебных часа.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Больные. Для проведения занятия необходимо наличие 3-4 больных с опухолями яичников.

2. Литература:  В.П.Баскаков,  Ю.В. Цвелев, В.Г. Скворцов "Злокачественные заболевания женских половых органов" Л., 1982.

И.Д.Нечаева "Опухоли яичников"Л., 1987.

Я.В.Бохман "Руководство по онкогинекологии" Л., 1989.

Я.В.Бохман и соавт."Новые подходы к лечению гинекологического рака" С.-П., 1993.

Э.К.Айламазян, И.Т.Рябцева "Неотложная помощь  при  экстремальных состояниях в гинекологии" С.-П., 1992.

Е.Е.Вишневская, Я.В.Бохман "Ошибки в онкогинекологической практике" Минск, 1994 г.

Ю.В.Цвелев, В.Г.Скворцов, А.П. Кальченко "Акушерство и гинекология" С.- П., 1992.

3. Технические средства обучения:

Использование диапроектора с набором слайдов в количестве 5 шт.

Видеофильм диагностической и операционной лапароскопии при опухолях яичников.

4. Наглядные пособия:

Набор таблиц (5 шт.)

Стенд "Опухоли яичников"

препараты кафедрального музея.

План проведения занятия и расчет учебного времени

__________________________________________________________________

N          Учебные вопросы                              Время,      мин.

__________________________________________________________________

1.    Введение                                                                      10

2.    Контроль исходного уровня знаний слушателей                                                                   20

3.    Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий              15

4.    Самостоятельная работа слушателей                       60

5.    Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей                                                      65

6.    Заключение                                                                 10

__________________________________________________________________

Содержание и методика проведения занятия.

1. Введение.

Опухоли яичников занимают второе место (после миомы матки) среди всех новообразований женских половых органов.  Они  встречаются в любом возрасте, но преимущественно после 40 лет.  Среди них превалируют доброкачественные формы (75 - 80 %),  злокачественные опухоли встречаются в 20-25%. С 1987 по 1997 г.г. частота рака половых органов возросла на 15 %.  Заболеваемость  злокачественными  опухолями  в Санкт-Петербурге вышла на  1-ое место в России и Европе.

Изучение этой  темы  имеет большое значение для практической деятельности военного врача,  т.к.  своевременная диагностика  и  лечение доброкачественных кист является средством профилактики злокачественных новообразований. Злокачественные опухоли яичников в  основном  вторичные, возникают из доброкачественных или пограничных серозных или муцинозных кистом (80-88%).  Первичный рак составляет лишь 4-5 %. Доброкачественные опухоли яичников существуют длительное время,  не приводя к осложнениям. Однако некоторые осложнения могут требовать оказания  неотложной помощи в условиях гарнизона.

Перекрут ножки кисты - наиболее частое осложнение (до 15%).  Нагноение опухоли  яичника  с  возможной перфорацией гнойника и развитием разлитого перитонита.  Разрыв кисты - может сопровождаться перитонеальными симптомами и признаками внутреннего кровотечения.

В этом разделе следует коротко остановиться на целях  предстоящего занятия:

- научить слушателей своевременной и правильной диагностике  опухолей яичников на основе данных анамнеза и объективного исследования;

- выявление осложнений,  связанных с наличием  опухолей   ячников

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гинекология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0