Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 1, страница 26

Передаточное отношение <11ср = п/пкп, где пкп — частота враще­ния движущих колесных пар.

С увеличением частоты вращения колес гидроаппаратов уменьша­ются размеры и масса передачи. Частота вращения коленчатого вала дизеля ограничена диапазоном 750—-1500 об/мин. Поэтому, как пра­вило, между дизелем и насосным валом гидропередачи устанавливают повышающий редуктор (пара зубчатых колес), имеющий передаточное отношение ;'„,, -— п/пилс и коэффициент полезного действия т)„р = = 0,98—0,99. Очевидно, ijlp будет составным элементом [СПхдля всех типов гидропередач. Значения [кп и цс„ зависят от схемы силовой цепи на каждой ступени скорости и характеристик гидроаппаратов в преде­лах ступени. Рассмотрим типичные случаи.

Скорость и сила тяги тепловоза при работе на гидромуфте и наличии коробки скоростей определяются так:

0ст=0,1880ки/|;пр(-гм(г-Мр)/ор], (3.18) ^кст = 19,62УИр/пр(1мр)7-|орт)прТ1Гм  (т)мр)ЯорТ1к/£>к.                      (3.19)

где г'гм = «тур/Пнас — передаточное число гидромуфты; !рр (г'мр)./, 'ор — переда­точные числа повышающего редуктора, коробки скоростей на /-и ступени осевого редуктора; T]IIP, (т|мр)7-, i|op — к.п.д. соответственно повышающего редуктора, ко­робки скоростей и осевого редуктора; г\к — к.п.д. спарников или карданного вала.

К.п.д. гидромуфты т|гм определяют по тяговой характеристике гид­ромуфты.

К. п. д. механической части передачи определяют по схеме переда­точного механизма тепловоза, учитывая, что зацепление пары цилинд­рических колес имеет к.п.д. 0,98—0,99, а пары конических колес — 0,95—0,98. Для спарников или карданных валов т]к = 0,98-^0,99. К. п. д. всего тепловоза при работе на гидромуфте ц = Ле'П.ф'ПгмХ Х(т]мрЬ ЛорЛк.

При работе на гидротрансформаторе и наличии коробки передач скорость и сила тяги определяются следующим образом:

ист—0,188 DK n/iap 1ГТ (г'мрЪ- 'ор; (3.20) FK C1. = 19,62 Mf> /Ilp /гт (<Mp)j<op т)прЛгт('Пмр)ЯоР т|к/7?„.                    (3.2!)

Передаточное число гидротрансформатора определяют из соотно­шения 1ГТ = яТур/Янас>. гДе "тур и ^нас — частота вращения соответ­ственно турбинного и насосного колес. Их находят по характеристике гидротрансформатора в рабочем диапазоне скоростей; к.п.д. гидро­трансформатора т)гт соответствует взятым лнас и птур на его характе­ристике; остальные обозначения аналогичны принятым для гидро­муфты. При этом к.п.д. всего тепловоза t\ = т)ет)прт)гт (т]Ыр)ЯорЧк-

При силовой схеме, состоящей из одного гидротрансформатора и двух гидромуфт, порядок работы ступеней следующий: трогаются с места и движутся с низкой скоростью при включенном гидротрансфор­маторе, на средних скоростях — движутся на первой гидромуфте и при высоких скоростях — на второй гидромуфте.

Для определения скорости и силы тяги на ступени гидротрансфор­матора можно воспользоваться формулами (3.20) и (3.21).

Скорость и сила тяги на ступени первой гидромуфты:

11ГМ1=0,188Окя/;пр('ГМ1''мрг'оР; (3.22) FK гм1~(1/О„)-19,62 /Ир('прг'мр;орт]ПрТ]ГЫ1 ЛмрЛорЛк-                      (3.23)

Скорость и сила тяги на ступени второй гидромуфты определяют аналогично, подставляя вместо «ГМ1 и Г)ГМ1 соответственно ггм2 и т]ГМ2. К', п. д. тепловоза при работе на гидротрансформаторе:

%г  ЧеПпрЛгтЛмрПпр'Пк- (3-24) 3     Зак. 225!                                                                                                                                                         65

При работе тепловоза на ступени первой или второй гидромуфты к. п. д. тепловоза можно определить по формуле 3.24, заменив tirT со­ответственно на г\гм1 или г)ГМ2.

Приведенные типичные сочетания гидромашин и механических ре­дукторов в силовой передаче позволяют определить тяговые характе­ристики любого тепловоза. Для примера на рис. 3.9 показаны тяговые характеристики тепловоза ТГМЗА, гидропередача которого состоит из двух гидротрансформаторов и одной гидромуфты.

Во всех случаях для определения параметров совместной работы заданного дизеля и гидроаппаратов М, п, irT, r\TT, irM, г)гм используют совмещенные характеристики дизеля М (п) и гидротрансформатора (Мт, Т1гт) = ф [—— ] или гидромуфты (М„, пн, ЛГМ)=/(ИТУР). Ограниче-

V 'гт  /

ния силы тяги, области использования гидротрансформаторов и гид­ромуфт, скорости переключения ступеней гидропередачи определяют­ся характеристиками гидроаппаратов. Наибольшая сила тяги по пере­даче равна силе тяги по сцеплению при расчетной скорости и номи­нальной мощности дизеля за вычетом мощности на вспомогательные нагрузки т. е. FKmav = 1000gol)Kmcu = 3600We(iriCI]l/Up. Минималь-

ная сила тяги обычно соответствует наибольшей   скорости   на   прямом участке при    полном   использова­нии мощности дизеля, т. е. /Гкт1п== = 3600 Afe(3r)cn/umax.    Естественно, что   предельные тяговые характе­ристики тепловозов соответствуют внешним  характеристикам   гидро­аппаратов,  которые  являются для них   ограничивающими,   так   как приняты   для  наибольшей   допус­каемой   частоты   вращения   насос­ного вала.

Число  ступеней   силовой пере­дачи   определяется соотношениями ишах/1>р тепловоза  и  передаточных чисел     t'min/tmax     гидропередачи. Скорости тепловоза при   переклю­чении  ступеней определяются чис­лом ступеней гидропередачи. Так как каждая ступень передачи пред­ставляет собой агрегат с присущи­ми ему характеристиками, то воз­никают  ограничения силы тяги в пределах ступеней. Например, гид­ротрансформатор    при    трогании поезда с места развивает наиболь-

шую силу тяги, его коэффициент трансформации К = Л4турШ нас = = 4ч-6, что удовлетворяет условиям тяги. Однако с ростом ско­рости УИтур резко снижается и при птур//гнас = 1 он равен нулю. Большим значениям К. соответствует низкий к.п.д. Вначале к.п.д. возрастает, при /гтур/пнас= 0,5-f-0,55 он достигает максимума, затем уменьшается и при лтур/лнас = 1 он также равен нулю.

Отсюда следует, что гидротрансформатор не способен передавать мощность с высоким к.п.д. в широком диапазоне скоростей. Поэтому область его использования ограничена изменением момента от МТП1аХ до Л4тур = Мн, что соответствует изменению птур//гнас от 0 до 0,5— 0,55. Иногда диапазон его использования ограничен минимально до­пустимым к. п. д.