Типичные гинекологические операции. Топографо-анатомические особенности основных гинекологических операций: Методическая разработка для проведения практического занятия по гинекологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

В О Е Н Н О –  М Е Д И Ц И Н С К А Я   А К А Д Е М И Я

Кафедра акушерства и гинекологии

Для преподавателей

Экз. N______

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

акушерства и гинекологии

полковник медицинской службы

«……» ……………… 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по гинекологии

№ 19-20

ТЕМА: ТИПИЧНЫЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ. ТОПОГРАФО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

(работа в операционной под руководством преподавателя)

со слушателями 4 курса II, III, IV факультетов

Обсуждена на заседании кафедры

«__»______________ 2000 г.

Санкт-Петербург,

2000 г.


Тема: Типичные гинекологические операции. Топографо-анатомические особенности основных гинекологических операций (работа в операционной под руководством преподавателя).

Учебные группы: слушатели и курсанты 4-7 курса факультета подготовки врачей.

Учебные и воспитательные цели:

1.  Цель занятия: Ознакомить обучаемых с основными принципами хирургического лечения гинекологических больных.

2.  Частные цели:

-  ознакомить курсантов с особенностями предоперационной подготовки рук хирурга;

-  ознакомить курсантов с обработкой операционного поля и подготовкой больных к полостным  и пластическим операциям;

-  ознакомить курсантов с видами обезболивания при различных гинекологических операциях;

-  ознакомить курсантов с основными видами полостных гинекологических операций (удаление беременной маточной трубы, вылущение кисты яичника, удаление придатков матки, надвлагалищная ампутация матки, удаление различных эндометроидных очагов);

-  ознакомить курсантов с различными пластическими операциями;

-  ознакомить курсантов возможностями эндовидеохирургической техники в гинекологической практике;

-  ознакомить курсантов с возможными осложнениями, их лечением и профилактикой при полостных и пластических операциях (повреждение сосудов, ранение мочеточника, мочевого пузыря, кишки, сальника). Ознакомить возможные осложнения при выполнении лапараскопических и гистероскопических операциях.

3.  Практические навыки:

-  научить курсантов катетеризации мочевого пузыря;

-  научить курсантов подготовке, заполнению и постановке системы для переливания крови и кровезамещающих растворов;

-  научить курсантов определению группы крови и резус-фактора;

-  научить курсантов подготовке набора инструментов для опорожнения полости матки (при аборте в ходу, неполном аборте, маточных кровотечений у гинекологических больных).

Учебное время: одно практическое занятие – 4 часа.

Учебно-материальное обеспечение: гинекологические больные, перевязочный материал, хирургические инструменты, системы для переливания крови, катетеры, набор для определения крови и резус-фактора.

Литература:

Технические средства обучения: стенды, слайды, таблицы.

План проведения практического занятия и расчет учебного времени

№ пп

Учебные вопросы

Время (мин)

1

Введение

5

2

Контроль исходного уровня знаний курсантов

10

3

Ориентировочная основа действий

20

4

Самостоятельная работа курсантов. Участие курсантов в хирургических операциях

135

5

Заключение

10

Содержание и методика проведение занятия.

1.  Введение.

2.  Развитию хирургического направления в лечении гинекологических больных способствовало открытие в 40-х годах Х!Х столетия гинекологических клиник, которые возглавляли такие видные ученые, являющиеся основоположниками отечественной гинекологии – А.А.Китер (внутривлагалищная экстирпация матки, пораженной раком, 1848 г.) А.Я.Крассовским (первая овариотомия, 1862 г.), К.Ф. Славянским (ампутация шейки матки), К.М. Фигурновым (разработка операций при недержании мочи) и др. Огромный вклад в организации хирургического лечения  гинекологических больных внес Н.И.Пирогов. В настоящее время клиника продолжает разработку и совершенствование методов хирургических вмешательств при различных гинекологических заболеваниях (опухоли матки и яичников, опущение и выпадение стенок влагалища и матки, различные локализации эндометриоза). В последние годы кафедра активно внедряет возможности эндовидеохирургии в лечебно-диагностический процесс (лапараскопия, гистероскопия). В настоящее время на кафедре разрабатываются новые направления в хирургической помощи: хирургическое лечение заболеваний молочных желез, симультанный характер хирургических вмешательств.

При выборе метода хирургического вмешательства должны учитываться показания и противопоказания к вмешательству. Известно, что как бы тщательно не была произведена операция, всегда остается возможность наступления осложнений вплоть до смертельных исходов. При назначении хирурга на операцию обязательно учитывается его уровень подготовки.

3.  Контроль исходного уровня знаний.

Преподаватель разбирает вопросы предоперационной подготовки больных (мытье в душевой, премедикация, обработка по показаниям влагалища, катетеризация мочевого пузыря) останавливается на видах обезболивания (местное, внутривенное, общее). Преподаватель уточняет порядок подготовки рук хирурга, операционного поля при полостных и пластических операциях.

4.  Хирургические операции.

Во время операции вся группа находится в операционной. Операция проводится с участием одного или двух курсантов. По ходу операции разбираются виды разрезов при лапаратомии:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гинекология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
81 Kb
Скачали:
0