ТЭМ переменного тока. Тяговые генераторы переменного тока

Страницы работы

Содержание работы

ТЭМ переменного тока.

Тяговые генераторы переменного тока. Особенностью расчета тяговых генераторов переменного тока является то, что они имеют два номинальных режима – номинальный режим при максимально допустимом напряжении  и номинальный режим при максимально допустимом токе. В остальном, их расчет аналогичен расчету промышленных генераторов, работающих на преобразовательную установку.

Тяговые электродвигатели переменного тока. Развитие силовой полупроводниковой техники обусловило внедрение на тепловозах асинхронных короткозамкнутых тяговых электродвигателей (АТД). Особенностью использования АТД в условиях тяги является его работа с переменными значениями частоты вращения ротора  и механического момента , которые изменяются в широких пределах. Значения коэффициентов регулирования по скорости АТД и моменту .

Особенностью тяговых электродвигателей переменного тока является то, что они получают питание от инвертора, на выходе которого напряжение значительно отличается от синусоидального. Так как инвертор работает на противо-эдс статорной обмотки двигателя, имеющую синусоидальную форму, то ток в фазе определяется разницей между приложенным ступенчатым напряжением и синусоидальной противо-эдс.

На практике расчет параметров АТД выполняется для номинального режима ( который соответствует пороговой скорости тепловоза) в предположении, что двигатель работает от синусоидального источника напряжения. В дальнейшем, при расчете характеристик двигателя учитывается, что напряжение на его входе имеет сложный гармонический состав, который определяется типом инвертора и характеристиками самого АТД.

Исходными данными для расчета АТД являются механическая мощность , номинальное значение линейного напряжения на входе , максимальная  и расчетная   скорости тепловоза.

Расчет основных параметров режимов работы  сводится к определению ориентировочных значений  электрических и механических нагрузок двигателя, по которым выбираются его конструктивные параметры. Для выполнения расчетов на основании характеристик двигателя-прототипа предварительно принимаются  значения коэффициента полезного действия  и коэффициента мощности . С учетом принятых значений полная расчетная мощность на входе в двигатель

.

Предварительное значение основной гармонической тока статора, с учетом того, что АТД имеют статорную обмотку, фазы которой соединены по схеме «звезда»

.

Значение номинальной частоты питающего напряжения определяется исходя из характеристик тиристоров, которые обеспечивают устойчивую коммутацию при частоте  не более 150Гц., и допустимой частоты вращения ротора АТД, которая  по механической прочности подшипников не должна превышать . Вследствие того, что габарит и масса электродвигателя определяются отношением  , желательно, возможный скоростной диапазон двигателя использовать полностью, т.е. обеспечить работу двигателя с возможно большей частотой вращения ротора. Этому условию соответствует работа двигателя с  при , а частота вращения ротора при номинальном режиме работы  выразится соотношением:

  .

Из соотношения  можно определить требуемое значение передаточного отношения тягового редуктора.  .

Если по условиям изготовления тягового редуктора не удается реализовать значение , то следует откорректировать значение   с учетом того, что число зубьев малой шестерни не можем быть меньше , а зубчатое колес должен вписываться в габарит тягового редуктора.

Таким образом, окончательно 

Частота вращения поля при номинальном режиме  работы

 ,

где  - номинальное скольжение ротора. Опыт проектирования показывает, что для АТД оптимальные значения скольжения (при которых удается получить наибольшее значение механического момента) составляют . Причем на всех других режимах работы АТД при оптимальном управлении им в электрической передаче тепловоза . Соответственно, частота вращения поля АТД при : .

Частота питающего напряжения на номинальном режиме работы

,

где  - число пар полюсов. Как правило,  или . Значение  принимается из условия, чтобы при максимальной частоте вращения ротора частота питающего напряжения не превышала 150 Гц: .

Расчет параметров статора. Параметры статора определяются возможностью размещения активной части машины в заданных габаритах.

Максимально возможный внутренний диаметр статора определяется размером централи  (расстоянием от оси АТД до оси колесной пары тепловоза):  , где  - наружный диаметр моторно-осевых подшипников АТД;  - толщина остова в местах расположения вкладышей. Окончательно принимают ; опыт проектирования показывает, что в этот габарит можно вписать АТД мощностью до . Внешний диаметр активной части статора  принимают  меньше, чем полученное значение : .

Для уменьшения тока намагничивания двигателя и повышения тем самым коэффициента мощности воздушный зазор делают .

Параметры обмотки определяются электрической и магнитной нагрузкой статора.

Ток фазы  статора связан с линейной нагрузкой: , где  - число фаз обмотки статора; - число витков на фазу; - внутренний диаметр статора. Значение  определяется рекомендуемыми значениями индукции в ярме статора (аналогично ТЭД). Для тепловозов с диаметром колеса 1050 мм . Поскольку значения величин   и  заданы, то после определения  определено произведение  , которое позволяет выбрать тип обмотки. Для тепловозных АТД  применяется симметричная комбинированная обмотка (рис. 17); в этом случае число пазов статора на полюс и фазу   должно быть целым, а полное число пазов статора определится как . На тяговых электродвигателях применяются только шаблонные двухслойные обмотки, что позволяет лучше использовать объем паза и повысить эффективность теплоотвода от проводников.

Число последовательных витков в фазе обмотки статора , где   - число эффективных проводников в пазу, - число параллельных ветвей обмотки статора; при двухслойной комбинированной обмотке  . Опыт проектирования АТД показывает, что для создания требуемого значения магнитного потока в ограниченных габаритах  , поэтому значение  позволяет выполнять обмотку с .

Шаги по пазам обмотки выбирают таким образом, чтобы ее относительный шаг , где  , - первый частичный шаг. При таком значении  в кривой э.д.с. отсутствуют кратные 3-ей пространственные гармонические и содержится наименьшее число гармонических 5 и 7-го порядков,. Вследствие того, что  в значении обмоточного коэффициента для основной гармонической э.д.с. должно учитываться укорочение  шага обмотки. Поэтому обмоточный коэффициент статорной обмотки , где  - коэффициент укорочения шага обмотки;  - коэффициент распределения основной гармонической э.д.с. обмотки статора.

Сечение проводника  выбирают таким, чтобы плотность тока в обмотке не превышала допустимого значения  .

Геометрия паза формируется  исходя из условий, что ширина зубца  (*) (рис. 19), индукция в зубце с учетом насыщения магнитной цепи не должна превышать допустимого значения (**),  а высота элементарного проводника катушки (рис. 19); при большей высоте проводника добавочные потери от высших гармонических составляющих тока достигают больших значений, уменьшая кпд АТД.

Похожие материалы

Информация о работе